Четверг, 24.09.2020

TEDxShahterovAve: «Если мы хотим улучшать свою жизнь, нам нужно научиться слышать друг друга»

Во время пандемии и карантина в родном городе, очень важно научиться слушать и слышать тех, кто рядом с нами. Как правильно выстраивать диалог с собой и окружающими рассказывали спикеры TEDx конференции, которая прошла в Караганде.

Татьяна Савицкая, психолог, медиатор и директор центра медиации «Диалог», на конференции подняла тему конфликтов и рассказала, как его можно регулировать.

Татьяна начала свое выступление с объяснения слова «диалог», которое, казалось, знакомо каждому. Это слова состоит из трех частей, которые дословно означают: «ди» — два, «а» — против, «логос» — слово, то есть — два противоположных слова.

«Диалог у нас воспринимается как способность договариваться, то есть что-то очень позитивное, несмотря на то, что дословно слово «диалог» переводится как «два разных мнения». Как диалог может влиять на нашу жизнь? Я хочу привести вам два примера. Один очень глобальный, а второй — наш бытовой пример», — сказала Татьяна Савицкая.

Первый пример — палестино-израильский конфликт, который на протяжении очень многих десятилетий не мог быть урегулирован только из-за того, что две стороны избегали встречи друг с другом. Каждое государство было убеждено, что оно готово решить конфликт, а вот противоположная сторона — нет. Мир был установлен только в 1994 году, когда состоялась общая встреча и случился диалог.

Второй пример, который привела спикер, касался родственников одной семьи. За два года, ни разу не встретившись друг с другом, они так сильно поругались, что пришлось возбудить несколько дел в судах. Решение спорных вопросов они доверили адвокатам, и только оказавшись через два года у медиатора, они услышали друг друга и поняли, что оказались заложниками неправильной информации. После нескольких часов диалога родственники пришли к конструктивному решению и закрыли все дела в судах.

«Возникает вопрос: почему людям сложно договариваться? Почему они готовы тратить силы на свою оборону, а не на встречу и честный диалог друг с другом, ведь это самый короткий путь к выгодному решению и спокойной жизни? Мне приходится много работать с серьезными конфликтами. Темы у них разные, но причина одна банальная — нежелание встретиться с противоположной стороной, убежденной что она все равно не поймет меня, но практика говорит об обратном. Как только встреча состоится, особенно с участием независимого лица, которое эмоционально не вовлечено в конфликт, он начинает разрешаться», — поделилась Татьяна.

Спикер говорит, что конфликт происходит тогда, когда существует всего два мнения или два варианта решения, а обе стороны убеждены, что именно их решение является правильным, а другое мнение воспринимается как угрозу своим собственным интересам. Из-за этого появляется чувство страха. Оно делает человека невосприимчивым, отдаляет от диалога. Татьяна считает, что страх в этом случае не имеет основания, так как угрозы не существует. Также она продолжает, что есть два простых варианта варианта решения.

«Эмоции часто сопровождают споры и конфликты. Иногда они нагнетаются искусственно, чтобы манипулировать сторонами. Эмоции являются препятствием конструктивному диалогу. Сам по себе конфликт не страшен. Страшны эмоции, которые начинают управлять этим конфликтом. Эмоции не летают в воздухе, они рождаются внутри человека, в его сознании. Это его производные эмоции, показатель воспитания, развития каждого из нас. Чем больше эмоции захватывают разум, тем страшнее могут быть последствия конфликта, которые грозят перерасти в насилие. Поэтому чем раньше состоится диалог, тем меньше будет неприятностей», — сказала Татьяна Савицкая.

В диалоге большое значение играет информация: она может отдалить стороны, а может и приблизить. Это очень сильный инструмент, в котором 10% фактов и 90% — интерпретация, то есть эмоции. Это то, как мы подаем эту информацию. Чтобы диалог состоялся нужно минимум три вещи:

  • предмет разговора — общая тема;
  • способность общаться заинтересованных сторон;
  • желание усилить, улучшить свой потенциал за счет участия партнера.

Еще один пример привела спикер из жизни Караганды — вырубка деревьев в парке. Для жителей города это был шок, потому что это место больше, чем парк и деревья. Для них там есть эмоции и память. Эта ситуация чуть было не послужила поводом к социальному конфликту.

«Мы задались вопросом: почему к изменению в городе не привлекаются те, ради кого эти улучшения задуманы? Почему из жителей не делают участников, а оставляют их только в качестве потребителей или пользователей? Аналитиками названы две основные причины. Это либо слабые коммуникативные способности тех кто принимает решения, они боятся встречи с людьми, их эмоций. Вторая причина — заинтересованность в закрытости процесса. Есть еще третья причина — непонимание для кого эти изменения происходят, но об этом, если честно, даже думать не хочется», — поделилась она.

С 2019 года Татьяна Савицкая пытается применить технологии переговоров, подключив их к изучению разных социальных вопросов. Одна из них — реновация, то есть реконструкция города. При реализации таких программ часто возникают споры и конфликты, потому что горожан не привлекают к обсуждению и принятию решения, а ставят перед фактом принятых мер.

«Когда мы приступили к изучению мнений наших горожан, проживающих именно в старых районах города, 69% были категорически против реновации, но были общие встречи с людьми, экспертами, которые помогали жителям. Мы вместе работали. Рекомендации к будущей программе мы сделали вместе, люди принимали в этом активное участие. Мы стали командой, люди поняли, что лучше разговаривать на эти темы, чем отстраниться и оставаться в неведении», — сказала Татьяна.

То есть люди стали соучастниками этого небольшого процесса и он перестал их пугать, они перестали бояться простого слова «реновация» и были готовы к ней, но при условии, что их пожелания будут учтены. Благодаря грантовой поддержке Татьяна открыла в Караганде центр социального проектирования, задача которого — помощь в организации проведения диалога со всеми заинтересованными сторонами.

«Диалог отлично работает на всех уровнях, начиная с бытовых споров, заканчивая решением глобальных мировых вопросов. Люди с разными мнениями — это не враги. Они должны стать партнерами, которые уже имеют минимум два варианта решения. Мы пытаемся донести идею необходимости решать вопросы вместе, учиться слышать друг друга. Это существенно сократит такие проблемы, как недоверие, потребительство, коррупция, некомпетентность и многое другое. Если вы хотите решать вопросы, независимо — город это, семья, улица, — необходимо научиться разговаривать, нужен диалог. Никому не приснятся наши мысли и чувства, их нужно озвучивать. Тогда и понять нам друг друга будет гораздо проще, а мир, возможно, станет крепче», — завершила спикер.

Автор: Алёна Смирнова

Алёна Смирнова

Читайте также

«Мы пытались бороться с тем, чего не знаем»: врач-пульмонолог о работе во время пика пандемии

Ныгиметова Айнаш Аманжоловна — заведующая пульмонологическим отделением Областной клинической больницы, врач-пульмонолог. Она рассказала, как проходило …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *