Авторская колонка

Если деньги по программам господдержки съедают олигархи, то где их взять для среднего бизнеса?

В РК необходимо создать единую налоговую политику, направленную на развитие именно этого сегмента предпринимательства

А кроме политики нужны средства, и не малые. Но доступа к ним нет, обо этот пирог уже давно поделён олигополией. Но отдавать «свои» деньги, тем более среднему бизнесу, им не с руки.

Автор никогда бы не подумал, что в линейке бизнеса «малый – средний – крупный» именно средний является своего рода отщепенцем. И не по своему хотению, «а токмо волею пославшего его подальше кабмина».

И если мы посмотрим на республиканские СМИ и на различные релизы государственных органов, то увидим следующее. Основные герои/антигерои в публикациях – это малый и крупный бизнес. Сходим посмотрим?

По-большому

О заботе, которой государство объяло крупняк, говорит простой факт. «Арселор Твою Миттал» получал кредиты от государственного Банка Развития Казахстана под 6% годовых!

Ниже фрагмент из финансового отчёта АМТ за 2017 год.

Сравним (в тенге) проценты по кредиту от материнской компании, и проценты по кредиту, полученному от БРК. Как говорил Сеньке Шалому Фима Петров: «Ты оглянись вокруг и трезво содрогнись».

Головная компания ArcelorMittal даёт своему подразделению кредит с процентной ставкой от 13,03% до 17,4% годовых.

А казахстанский государственный БРК от щедрот своих выдаёт АМТ деньги под от 6% годовых.

6% (!) в тенге (!) для иностранной компании, Карл! Из бюджета РК!

Так что, если проверить все работающие в Казахстане ТНК на «финансовый интим» с Банком Развития Казахстана… Может выясниться, что у большинства «иностранных (да и местных) сирот» были такие же запредельно дешёвые кредиты.

Здесь уместно вспомнить период с 2012 по 2015 годы. Тогда преференции и льготы для АМТ от правительства РК составили 11,4 млрд тенге. Тех, до девальвационных тенге.

Скриншот из статьи «Как Казахстан спонсирует миллиардера Миттала»

И эти «финансовые ласки» за бюджетный счёт предоставлялись Митталу вплоть до последнего времени. Как и другим «капитанам нашей вывозной модели экономики». Например, Glencore International. Как говорится, «не только лишь все могли» получать халявные кредиты. Но если могли, то получали по полной.

Вот как безоглядно любит своих (и чужих) олигархов наше государство. Также сильно, как Надя любит Василия.

По-маленькому

А вот малому и среднему бизнесу такие деньжищи и не снились. Особенно кредиты под 6%.

Но у него свои плюшки. Например, при годовом обороте до 2 млрд тенге МБ (в сфере розничной торговли) освобождён от НДС. Кроме того, у него упрощённая система отчётности и единый платёж – 21,5% от ФОТ.

Однако сейчас малой видит, что кабмин пытается щемить его за неучтённые переводы.

Серединка на половинку

Средний же бизнес у нас – это такая каста «неприкасаемых». Но в индийском понимании. Середняки не имеют халявных кредитов, как крупняк, и упрощённого налогообложения, как у младшого. Зато имеют «великолепный» фонд оплаты труда. Взглянем на его отчисления в ФОТ.

Не стоит забывать, что средний бизнес – это в основном машиностроение и переработка. С приличным штатом и ФОТ, большим парком оборудования и, соответственно, это весьма энергоёмкий бизнес. Которому на развитие также нужны деньги, а не денежки.

Вот что о «налоговом неравенстве» говорит Сергей, один из карагандинских предпринимателей «средней руки»:

«Малый бизнес не оплачивал налоги 3 года. В данное время это 3% с оборота, либо 4%-8% или даже где-то 2%, по режиму розничного налога. Производственные же предприятия оплачивают 20% от дохода и 12% НДС.

Но посмотрим на вычеты, основные средства и модернизацию, в пределах амортизации на здания и сооружения – это 10%.

А где вы видели банки, которые кредитуют на 10 лет? Предпринимателю необходимо оплатить 20%, а потом приобретать основные средства. Но для производственного процесса необходимо ежегодно вкладывать деньги в основные средства, например, на оборудование 25%. Однако многое оборудование технологического процесса рассчитано всего лишь на 1-2 года. Так вот оно в бухгалтерском учёте давно оказывается списанным, а в налоговом мы его амортизируем и амортизируем.

Что тут говорить о социальной сфере? Ведь любая помощь работнику выдаётся из прибыли предпринимателя. А это лечение, похороны близких людей, питание, жильё и даже молоко за вредные условия труда!

Голодный человек не будет работать в цеху. И если далеко ехать на работу или негде жить, он тоже работать не сможет. Но это всё мы хотим облагать налогом 45,5%».

Где деньги, Зин?

Так где же взять средства на развитие, если «всё уже поделено до нас на верхних этажах»?

Вот что по поводу распределения господдержки говорит экономист Айдархан Кусаинов.

Ещё раз: деньги по программам господдержки достаются крупному бизнесу.

Средний бизнес, который ранее громко называли «опорой страны», здесь пролетает, как фанера над Парижем.

А если Президент обязал правительство холить и лелеять «хромающую опору государства»?

Ещё раз послушаем Айдархана Кусаинова.

По-настоящему средний бизнес, не аффилированный с олигархами, у нас в стране есть. Но поддержку в конечном итоге, и в большинстве своём, получают именно сироты-олигархи.

И это ещё не конец

Увы, но на этом все трудности среднего бизнеса не заканчиваются. Ведь он вынужден оплачивать 43 налога, плюс 18 неналоговых платежей и сдавать 221 отчёт!

А для этого необходимо нанимать штат бухгалтеров – 7-8 человек. Тех, кто хочет работать на производстве, а не за прилавком. И, соответственно, их заработные платы должны быть более 500 000 тенге.

«И мы все говорим, что наша главная проблема, в том, что благосостояние зависит исключительно от продажи сырья? – продолжает Сергей.

А что мы делаем для того, чтобы обрабатывающая отрасль развивалась? Дешёвые кредиты отдаём крупному бизнесу и, как я говорил выше, создаём налоговое неравенство в пользу малого бизнеса. В пользу магазинов, торговых центров, СММ, салонов красоты! Мы же идём в обратном направлении!

Эффективная налоговая политика это, в первую очередь, справедливое налогообложение! И тогда не будет дробления, тогда средний и крупный бизнес не будет искусственно сокращать объёмы производства».

В общем, в стране необходимо создать единую налоговую политику, направленную на развитие среднего бизнеса. Чтобы она стимулировала переход из малого бизнеса в средний.

Нужно создать условия для перехода от торговли к производству. А в производстве нужны предпосылки для увеличения его объёмов.

Всё вроде бы просто. Однако есть два но:

«Потянет ли правительство реформирование этого «среднего сектора»? И дело не только в деньгах».

и

«Откажутся ли доморощенные олигархи от бесплатного пирога? А вот здесь дело как раз в деньгах».

Олег И. Гусев

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button