ИнтервьюКиноКультура

В кино без денег никак: интервью с продюсером фильма «Басқа Вариант Жоқ» Женисом Макашевым

С 13 июля в казахстанском кинопрокате идет комедия «Басқа вариант жоқ» Талгада Жаныбекова. Команда программы «ТвоёКино» не проходит мимо отечественных фильмов, и обсудила ленту в рубрике «Новинка» вместе с ее продюсером и актером Женисом Макашевым. Почему лицо команды – это продюсер? Какие реальные события легли в основу фильма? Как прошел закрытый показ в Караганде? Можно ли снять фильм без бюджета, и чем на площадке помешали самосвалы? Беседа с Женисом Макашевым сложилась уютная, дружеская и простая.

Богатый и влиятельный человек заказывает молодому режиссеру Очоу (Олжас Абай) снять автобиографический фильм про свою жизнь – и дает миллион долларов в кейсе. По простой безалаберности режиссер теряет кейс с деньгами и вынужден снимать фильм любыми способами – ведь у него нет других вариантов: «басқа вариант жоқ», как говорится. Так описывается сюжет фильма, съемки которого проходили в Алматы. Перед премьерой – в немногочисленных материалах в сети – создатели обещали зрителям новый взгляд на комедию и отсутствие типичных шаблонов. И пожалуй, это сыграло свою роль в неоднозначности отзывов – хватает и плохих, и хороших. Вывод из этого можно сделать один: казахстанский зритель по-прежнему не готов к отступлению от явных клише и к экспериментам.

В ленте, которая длится 85 минут, снялись Олжас Абай, Рауан Рамазан, Тұңғышбай Аль-Тарази, Азиз Бейшеналиев, Қуандық Шакиржанов, Чингиз Капин, Амина Рамазанова.

Фильм стоит просмотра

Я отправилась на показ «Басқа вариант жоқ» в один из карагандинских кинотеатров – и на вечернем сеансе в зале было всего три человека, причем двое ушли за полчаса до финала ленты. В то же время, картину стоит посмотреть: если здесь и есть избитые шутки – я насчитала такую одну.

«Басқа вариант жоқ» полностью снят с руки – но это не раздражает глаз. Отмечу съемку сцены в супермаркете – незадолго до того, как главный герой теряет деньги, а также собственно саму сцену потери денег. Ее можно было снять как угодно, но создатели сделали это определенным способом – получилось и смешно, и изобретательно.

Помимо уместной и яркой музыки (личный топ – финальный трек), зритель встретит здесь отсылку на один из прошлых проектов Жениса Макашева. Смеялась я не над всеми шутками – но не потому, что они не смешные, а потому, что ситуации в них жизненные.

В этом плане особо показательна сцена кастинга, который устраивает Очоу. Приходят сюда не только наивные мечтающие девушки и парни разной степени экспрессии, но и известные в мире кино и театра личности. И здесь с иронией прошлись как по «Казахфильму», так и по происхождению Азиза Бейшеналиева, которое журналисты часто путают – наверное, это первая кульминация сцены, ибо во время просмотра и хохотать охота, и испанский стыд испытываешь от того, как будущие киноделы выдают нелепые фразы, создавая неловкую ситуацию. Вторая кульминация кастинга – разговор с актером Тунгышбаем Жаманкуловым: артист почтенного возраста, он тоже подвергается нелепостям со стороны молодого режиссера и его напарника, которые пройдутся по его ссоре с бывшим министром культуры и вкинут пару колких реплик. В общем, создатели «Басқа вариант жоқ» не побоялись вставить в картину и такие шутки.

Типажи героев в «Басқа вариант жоқ» – вроде бы традиционные, но они, опять же, магически не раздражают. Очоу – герой главный и драматический, его комичный напарник Рауан старается помочь от души, но часто ошибается. Позже мы встретим романтичного загадочного сценариста-режиссера Наримана (Чингиз Капин): его пробы и чтение закадрового текста в будущем фильме – отдельная песня. Будет здесь и Мика – девочка-одуванчик, будто сошедшая с аниме и чем-то напоминающая Мантис из «Стражей Галактики», Алтынай– женщина-энергия и женщина-хохот, а также Дария – драматическая героиня-звезда. И конечно, Даурен Мирзиевич – сначала пугающий, но, как выясняется позже – дядя с юмором.

Лицо команды – это продюсер

Женис Макашев – не только продюсер, но и актер: в «Басқа вариант жоқ» он тоже снялся, но сцена небольшая, и, как говорится, я его «не узнала в гриме». За плечами Жениса, помимо нынешней картины – продюсирование лент «Бауыр» (о непростых отношениях двух братьев) и «Зеро» (триллер об азартном игроке).

На традиционный для гостей «Твоё кино» вопрос о киновкусах Женис в эфире ответил: по долгу службы смотреть приходится много фильмов, нарабатывая насмотренность. Гость похвалил недавно вышедшего «Переводчика» Гая Ричи и подчеркнул: если лента оставляет послевкусие – неважно, хорошее или плохое – значит, режиссер смог достучаться до зрителя. Из казахстанского кино отметил недавние «Хотя бы в кино 2» Ернара Нургалиева и «Маған назар аудар» Абдусаида Шахислама: эти комедии – с важным и глубоким смыслом.

– Женис, а как Вы пришли в профессию продюсера и актера? Кем мечтали стать в детстве, и все ли совпало в настоящем?

– Мама меня в детстве водила на кастинги. Я был очень стеснительным, закрытым – было неинтересно. Но, пожалуй, какое-то зерно в душе у меня они посеяли. Я, правда, окончил вуз по специальности «Туризм» – и поработал в этой сфере, но параллельно мечтал быть среди знаменитостей и делал для этого все возможное.

Поворот это приняло неожиданный – ушел в преподавание кавказских танцев. У меня много учеников, но свою карьеру в этом направлении я завершил в сентябре прошлого года, отдав танцам 10 лет. Танцы помогли в становлении самого себя, помогли стать более раскрепощенным, ведь когда ты преподаешь – ты раскрываешься через людей. В общем, я помог своим ученикам – а они мне.

Параллельно я изучал актерское мастерство: учился у Ларисы Осиповой – действующей актрисы. И получил свою первую роль в «Патруле», был сыном депутата. Потом была тишина. После изучал, как работают рынок и сама система кино. Уже после карантина я ушел из туризма и отправился в киноиндустрию. Поработал над картиной «Бауыр» – бюджет был очень маленький, но у нас получилось снять кино.

– Какой Вы в рабочем процессе?

– Когда мы собираем команду, я всегда пытаюсь собрать, что называется «dream team» – чтобы в команде было легко. Эту атмосферу создаем именно мы, продюсеры: мы отбираем людей так, чтобы завтра на площадке все могли друг с другом хорошо контактировать.

До продюсирования я успел побывать на разных съемочных площадках и оценивал на них обстановку. Пришел к выводу, что лицо команды – это продюсер. Как он говорит с людьми? Как ведет себя на площадке? Тактичный ли он? Важно, чтобы к тебе просились, хотели с тобой работать. Хорошее настроение на площадке вдохновляет на хорошую работу: нужно это помнить.

В то же время, на практике встречаешь немало безответственных людей. Все хотят быстро заработать, но чувство ответственности тоже должно быть. Инвесторы, которые вкладываются в проект, могут «соскочить» в любой момент – а ты уже всех собрал и запланировал смену… В короткие сроки приходится искать средства и способы продолжать работу. Делать кино – труд тяжелый на всех этапах. Однако киноделы – люди, болеющие профессией: если идея классная – мы готовы снимать на морозе, не спать ночами.

– У нас есть три популярных жанра: казахские комедии, исторические драмы и фестивальное кино. Но самый успешный коммерческий жанр, как мы наблюдаем – как раз-таки комедии: премьеры происходят еженедельно. Почему, по-Вашему, казахстанский зритель еще не готов к просмотру более серьезных фильмов?

– Мне кажется, все зависит от нашего состояния – финансового в том числе. У многих это состояние нестабильно – кредиты, низкая зарплата, ипотеки, долги, проблемы… Поэтому люди ходят в кино не грузиться, как это происходит во время просмотра драмы или авторского кино. Зритель хочет расслабиться. Поэтому комедии всегда будут востребованы. Почему в Европе, к примеру, авторское кино больше смотрят? Там финансовое положение чуть-чуть другое. А любой выход фильма в прокат зависит от многих факторов – финансовых, политических, настроенческих… В прокат может выйти комедия – но если какая-то трагичная новость ее «перебьет», лента может провалиться, сколько бы денег в нее не вкладывали.

В то же время, я верю, что мы придем к тому, что люди будут смотреть более серьезное кино. «Зеро» был тому доказательством: мы собрали 262 миллиона тенге – а это хороший показатель для драмы в прокате. Да и прокатчики и кинематографисты тоже отмечали успешность картины. После проката мы отдали «Зеро» на «Кинопоиск», и там были в ТОП-10 первых мест в течение месяца – то есть, люди хотели его смотреть. Но, конечно, нам тогда пришлось еще побороться с пиратами…

– Как понять, будет ли в дальнейшем отдача от проекта, в который Вы вкладываетесь?

– Ни один продюсер не может точно предугадать, «выстрелит» проект или нет. Опять же – из-за внешних факторов. Но, наверное, главнее всего – хороший сценарий. Если сценарий плох, если не раскрыты персонажи – не спасет ни один актер.

Еще мне кажется, что наш зритель очень злой, суровый и требовательный – и не дает расслабляться. Но мы, киноделы, этому благодарны, поскольку хотим здоровой конкуренции в кино. Это в любом случае влечет за собой прогресс. Поэтому, пользуясь случаем, хочу призвать зрителей ходить на отечественные фильмы – мы работаем на совесть и стараемся развивать культуру кино.

Фильм смешной – ситуация жизненная

Главного героя в ленте «Басқа Вариант Жоқ», как уже отмечалось, исполняет Олжас Абай – и сценарий адаптировался именно под него. Изначально картина называлась «Очень казахское кино», но в итоге получила нынешнее название. Кроме того, выражение «басқа вариант жоқ» постоянно на слуху, так что это название понравилось всем – и впоследствии так стала называться и главная песня к фильму. Исполняет ее тоже Олжас Абай, уточнил Женис Макашев.

– Женис, еще до премьеры отмечали: в «Басқа Вариант Жоқ» не будет типичных шаблонов. А что для Вас – шаблоны?

– Мне кажется, это бесконечные келинки и застолья. У нас такого нет.

Вечером 14 июля в Караганде прошел закрытый показ и обсуждение ленты с участием съемочной группы. В наш город прибыли генеральный продюсер Баглан Абдраимов, продюсеры Руслан Расылхан и Вы, а также актер Азиз Бейшеналиев. Как все прошло?

– Мы презентовали фильм, показали его, рассказали о себе. Но когда просмотр начался, я не выдержал первые 25 минут тишины: на шутки не реагировали. Но после киносеанса получил комментарии в свой WhatsApp: люди благодарили за показ, фильм понравился, они остались довольны. Это очень приятно!

Что касается юмора, замечу: в разных городах была разная реакция. Допустим, одна сцена в Астане может очень сильно понравиться – зритель обхохатывается, но эта же шутка в другом городе страны вообще останется незамеченной. В Павлодаре, к примеру, по рассказу Талгада Жаныбекова, сработали все шутки фильма.

– В основе сюжета, как упоминается в материалах, лежат реальные события. А можем ли мы рассказать о них?

– Конечно: каждый кинодел сталкивается с подобной ситуацией. После взятия денег у заказчика не обязательно даже происходит так, что режиссер теряет их: они могут уйти на другие рабочие нужды, и бюджета не хватает. Тогда и приходится импровизировать, чтобы выкрутиться и продолжать работу.

– Случались ли курьезные ситуации на съемочной площадке?

– Каждый день запомнился своим форс-мажором!.. Одной из самых ярких в этом плане у нас была съемка на заправке: сцена происходит незадолго до того, как главный герой теряет деньги. И она, по сути, должна занимать меньше минуты, но… Мы снимали ее всю ночь.

В тот день был большой дефицит дизеля. И на локации появилась огромная очередь КАМАЗов – двигатели работают громко, это нам, конечно же, мешает, хотя съемки идут в час ночи. Машин, наверное, собралось около 40, все стояли заведенные. Я договаривался со всем водителями – я на взводе, они на взводе… Конечно, потом договорились: люди согласились заглушить двигатели на 10 минут.

В кадре в определенный момент появляется мотоцикл – а действие происходит в одной из фотостудий Алматы. В ней пять залов – мы использовали все, снимали там на протяжении восьми дней. И туда же мы тащили мотоцикл – а студия находится на третьем этаже. Поднимали его вместе с художниками – но это полбеды: надо было еще его спустить…

– Главные герои в ленте собираются снять фильм без единой копейки бюджета. Давайте порассуждаем: а реально ли это в жизни? Или деньги – все-таки главное в кино, без чего его точно не может случиться?

– Если мы говорим о профессиональном кино – без денег никак: нужен транспорт, нужно покормить съемочную группу, нужны расходные материалы, «художка» – без нее никак, нужна оплата работы всей команды. Чтобы была хорошая картинка, должен быть хороший свет. Очень важна художественная заполняемость. Если снимать без денег – команда «сломается» на третий день, ни один идеалист, который работает за идею, не выдержит и скажет «извини, брат, я так не могу». Можно снять малобюджетное кино – но это будет заметно на экране. Так что да – если хотим снимать кино, на это нужны средства.

– Каков бюджет у фильма «Басқа вариант жоқ»?

– Бюджет составил около 70 миллионов тенге.

– Как считаете, с каким жанром легче работать? Сложно ли снимать именно комедию? Наверное, рассмешить и снять это красиво – сложно.

– Да, снимать комедию – очень сложно. Проще, мне кажется, снять драму: у всех нас хватает собственной драмы, прежде всего, и будет проще идентифицировать себя с героями ленты. Именно комедийный жанр сложен тем, как его сможет отыграть актер – а особенно тем, как это воспримет зритель.

– Какую мысль лента «Басқа вариант жоқ» стремится донести до зрителя?

– Я скажу так: конечно, есть здесь и свой подтекст, и очень тонкий юмор. Но мы все же хотели, чтобы зритель просто отдохнул и посмеялся. Какого-то элемента воспитания здесь нет – об этом речь идет в нашем «Зеро». После просмотра этой ленты, кстати, нам некоторые зрители писали: «Ребята, спасибо. Я завязываю с азартными играми».

– Женис, и финальный вопрос для Вас: над чем собираетесь работать дальше?

– В планах – еще одна комедия, под названием «Однажды в Самарканде». Ее съемки планируются в Узбекистане, а главными героями станут казах, узбек и киргиз. Это будет фильм о культуре, о воссоединении, ведь все мы в любом случае соседи и братья. Надо сказать, что лента не столько важна для меня финансово, сколько в культурном плане. Также в разработке драма «Лучше не бывает» – название пока рабочее. Это будет фильм для женщин – в нем, думаю, каждая сможет увидеть себя.

В материале использованы кадры и постеры фильма

«Басқа вариант жоқ», фото из личного архива Жениса Макашева

Анна Строкова

Ведущая программы "Твоё Кино" Ведущая вечернего шоу "Поехавшие" (ранее - "Примите Поздравления")

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button