Almaty film festival: копродукция

В рамках первого международного фестиваля Almaty film festival состоялся круглый стол, посвященный теме копродукции в кинопроизводстве, передает novoetv.kz.

Для начала необходимо дать краткое объяснение термина. Копродукция (ориг. — international co-production) — это совместное производство фильмов, телевизионных проектов, разработки видеоигр и т. п. продукции двумя или более различными компаниями.

На бизнес-площадке фестиваля обсуждалось именно международное сотрудничество в производстве фильмов.

Участниками обсуждения стали представители киноиндустрии Казахстана, Китая, России, Турции и Южной Кореи, и все они отметили один факт: для эффективной совместной работы необходима заинтересованность всех участников процесса.

Сионан Ванг отметила, что в Китае приветствуется кооперация в киноидустрии, однако чаще всего она происходит между странами с наибольшими культурно-историческими связями — это Гонконг, Тайвань, Япония. Спикер отметила, что китайцы очень любят национальное кино, поэтому фильмы с историческим колоритом вышеперечисленных стран им очень близки и понятны.

Сионан выдвинула идею о сотрудничестве с Казахстаном — снять документальный фильм о Димаше Кудайбергене. В Китае у казахстанского исполнителя целая армия поклонников — около 7 миллионов человек, и такое кино было бы не только интересным, но и экономически выгодным для обеих стран. Также госпожа Ванг подчеркнула, что многое для взаимодействия Казахстана и КНР уже делается в разных направлениях, в том числе и в культурном, в рамках инициативы «Один пояс и один путь».

Российский продюсер Алексей Петрухин заявил, в копродукции все завязано на сценарии, ведь именно его оценивают все участники процесса. Здесь важно соблюсти интересы всех сторон, не забывая и о творческой, креативной составляющей, что сделать непросто.

Есть такие понятия, как государственная и частная копродукция. С Китаем Россия вышла на государственный уровень с картиной «Тайна печати дракона» , но это была задача не из легких. С одной стороны, в таком производстве все были объединены одной историей (одним сценарием), но с другой — политические отношения не позволяли быстро что-то решать. Это — история, основанная на пяти легендах, две из которых — китайские. Картина находится на стадии завершения, и Россия очень рада такому сотрудничеству и открыта к новым международным проектам.

В сотрудничестве с Казахстаном заинтересованы и представители других стран. Так,  Айдын Сайман из Associations of Turkish cinema TURKSAV отметил, что у Турции и Казахстана (наряду с Туркменистаном, Кыргызстаном и Азербайджаном) — общие тюркские корни, что позволяет странам легко производить общий контент.

По словам специалиста, сейчас Турция разрабатывает специальный фонд в поддержку копродукции со странами Центральной Азии, который ранее отдавал предпочтение сотрудничеству с Европой. Открытие его планируется на 2019 год. Турецкий законопроект предусматривает возврат государством около 30% средств, затраченных на общие съемки.

Также Айдын Сайман подчеркнул, что ключевую роль в сотрудничестве играют политические отношения. К примеру, сейчас, когда политические отношения с Россией наладились, Турция готова продолжать и развивать кинопроизводство с этой страной.

Южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, всемирную известность и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля которому принесла картина «Пьета», подтвердил слова коллеги об основополагающей роли сценария. Сам Ки Дук, считающий себя больше сценаристом, нежели режиссером, говорил о важном аспекте — некоем «объединении душ» в процессе просмотра итогового кино участниками копродукции. Хотя «Турция — брат Кореи, так же, как Казахстан — брат России, а Турция — Казахстана» и так далее, имея в виду, что искусство объединяет народы и страны, режиссер считает необходимым учитывать все факторы риска международного сотрудничества. В целом же, картины, созданные в копродукции, по мнению Ким Ки Дука, имеют большое будущее на мировом рынке и большую притягательность для зрителей.

Как отметил Ермек Шинарбаев (модератор сессии), корейский режиссер часто бывает в Алматы: он приезжает насладиться горами и предгорьями южной столицы, написал здесь 2 сценария и вполне готов к сотрудничеству с Казахстаном.

Сопродюсер фильма «Айка» Луна Ванг поделилась опытом совместной работы с российским режиссером Сергеем Дворцевым. Как отметил модератор, китайские продюсеры Луна Ванг и Ли Жу буквально спасли эту картину.

Драма «Айка» стала призером 71-го Каннского кинофестиваля. Пальмовую ветвь за лучшую женскую роль получила казахстанская актриса Самал Еслямова.

Луна рассказала о сложностях системы киносотрудничества с Китаем, но отметила, что «Айка» готова войти на их рынок. Копродукцией эту работу назвать нельзя — КНР поздно включилась в процесс, но продюсеры готовы помочь в продвижении фильма. В январе 2019 года планируется прокат картины в Китае, а актеров и режиссеров «Айки» пригласили на китайские фестивали.

Луна и Ли выразили надежду на съемки фильма в настоящей копродукции с Казахстаном, куда можно будет внести и китайскую идентичность, и средства КНР.

В завершении круглого стола выступил Эрнар Курмашев — продюсер алматинского кинофестиваля. Он выразил благодарность всем, кто согласился поддержать первый Almaty film festival — совместными картинами, советами и продвижением. Продюсер отметил, что в Казахстане имеются системные проблемы в сфере кино, которые нужно срочно решать. Нужна официальная стратегия развития национального кино и финансирование на старте, для того чтобы в итоге получить высокие результаты. По словам Эрнара, сейчас акимат Алматы делает большую работу в этом направлении: «Мы совместно с акиматом планируем открыть Almaty film commission, которая будет заниматься вопросами совместного производства фильмов с другими странами.»

В основном конкурсе Almaty film festival представлены картины, являющиеся копродукцией 2-х и более государств. Это: «Аверно»(Боливия и Уругвай), «Ласковое безразличие мира» (Казахстан, Франция), «Дышите нормально» (Исландия, Швеция, Бельгия), «Вулкан» (Украина, Германия), «Горизонт» (Грузия, Швеция), «Омотэнаси» (Тайвань Китая, Япония), «Рисуя жизнь» (Индия, США), «Донос на Сару и Салима» (Палестина, Германия, Голландия, Мексика), «София» (Франция, Катар) и «Хрусталь» (Республика Беларусь, Россия, Германия, США). Они проникнуты идеей сближения культур, потому как сам Казахстан был и остается перекрестком Европы и Азии и несет в себе богатый букет культур и цивилизаций. Подробнее о некоторых картинах основного конкурса можно прочитать здесь.

В Южной Корее узнаваемость и скачок развития киноиндустрии произошли после создания Пусанского международного кинофестиваля, и Алматы тоже пошел по этому пути.

Остается надеяться на благоприятный исход такой стратегии, ждать результатов и смотреть хорошее международное кино!

Автор: Корреспондент

Редактор программ реалити, координатор на ТК "Новое телевидение".

Читайте также

В Караганде откроется выставка «Каныш Балабеков «1+2»

На выставке, которая пройдет в Карагандинском областном музее изобразительного искусства,  будут представлены работы тех друзей, …