Амантай Ибраев о творчестве и работе в театре
Амантай Ибраев – директор Карагандинского академического театра музыкальной комедии, который не только управляет, но и выходит на сцену. Об уникальном человеке во всех смыслах расскажет novoetv.kz.
Краткая биографическая справка
Амантай Темирбаевич окончил обычную сельскую школу, после чего поступил в Темиртауское музыкальное училище. Затем получил образование в Алматинской государственной консерватории. Следующей ступенью стала аспирантура, где ученым советом Амантай Ибраев был рекомендован для стажировки в город Озимо (Италия). Там аспирант пробыл несколько месяцев и вернулся в Алматы.
Супруга Амантая Ибраева окончила учебное заведение раньше и ее отправили в Караганду, где в то время образовывался оркестр народных инструментов имени Таттимбета. Любящий муж поехал вслед за женой в шахтерскую столицу. И тут – первая работа – музыкальный педагог в училище имени Таттимбета.
В 1994 году Амантая Темирбаевича пригласили в КАТМК в качестве солиста, где через три года он был назначен заместителем директора по творческим вопросам, а с 1998 года стал работать на посту директора.
За всю свою творческую карьеру Ибраев Амантай никогда не отрывался от своего прямого назначения – выступать на сцене: пел на многих больших сценах Казахстана и является лауреатом многих международных конкурсов.
Начало творческого пути
Когда Амантай Темирбаевич учился в школе, мысль о том, что когда-то он станет профессионалом своего дела и будет выступать на больших сценах не приходила ему в голову. В чудесные школьные годы он участвовал в художественной самодеятельности – играл на бас-гитаре в вокально-инструментальном ансамбле. Когда вопрос встал о выборе дальнейшей профессии, выпускнику подсказали о музыкальном училище Темиртау.
Как признается Амантай Темирбаевич, выбор учебного заведения был больше наугад – в то время понятие “музыкальное училище” было для него неизведанным миром.
“Закончил первый курс – меня призвали в армию. Служил я в Ансамбле песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота. И уже после окончания службы, вернувшись в училище, пришло твердое осознание, что я буду вокалистом. И второй, третий, четвертый курс училища уже предопределили мою дальнейшую творческую судьбу, когда я был убежден, что я должен стать певцом”, – поделился директор КАТМК.
Роли: от Людоеда до героя мечты
Первая роль в КАТМК была в музыкальной сказке “Кот в сапогах”: он вышел на сцену в образе Людоеда. Руководство расценивало это как некий мастер-класс для человека, который окончил консерваторию и имеет классическое оперное образование.
После этой роли Амантай Ибраев воплощает на сцене образ обедневшего аристократа – графа Рене фон Люксембурга в оперетте Франца Легара “Граф Люксембург”.
“Вот это две основные роли, в которых я открыл для себя мир актерского направления и жанра оперетты”, – сказал наш герой.
Вспоминая свои студенческие годы, Амантай Темирбаевич поделился, что его заветной мечтой было исполнить партию Фигаро из оперы “Севильский Цирюльник” – это был тот пьедестал, к которому он стремился.
“Будучи студентами, мы много раз собирались, слушали записи этого спектакля. Я всегда думал: неужели это люди могут сделать, неужели это они могут преодолеть?! Потому что это настолько филигранно, настолько технично. Я думал, что буду делать все, чтобы подойти к этой партии. Вот эта мечта сбылась”, – продолжает Ибраев. В образе Фигаро он выходит на сцене КАТМК.
Сейчас, по словам директора театра, процесс стремления к воплощению какой-либо роли – не самый главный. На сегодня в личном репертуаре Амантая Темирбаевича много ролей из различных опер, оперетт и мюзиклов, которые составляют основу спектаклей для баритона. Но в тоже время герой добавляет, что если появится такой спектакль, которым он “загорится”, то обязательно исполнит в нем роль.
Талантливый человек талантлив во всем: карикатура как хобби
В студенческие годы и в начале своей творческой карьеры Амантай Темирбаевич рисовал крикатуры! Он со своими одногруппниками садился за последние парты и делал зарисовки того, что происходит вокруг.
“Я отображал сиюминутные ситуации, которые возникали: отвечал там на уроке студент, или какие-то такие вот незатейливые миниатюрки, которые возникали во время этих уроков. Я их зарисовывал, передавал – все смеялись и довольны были. Некоторые до сих пор хранят их, некоторые у меня дома в записях”, – вспоминает студенческие годы Амантай Ибраев.
В театре, когда он был просто солистом, зарисовки появлялись на сценарии: на сцене идет читка партий, а Амантай Темирбаевич в это время в смешной форме рисовал себя и своих парнеров по цеху. В его работах никогда не было чего-то злого или агрессивного: это был необычный и очень творческий способ поднять всем настроение.
Когда Амантай Темирбаевич Ибраев стал директором КАТМК, его хобби отошло на второй план, а сейчас и вовсе он перестал делать карикатуры, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Но память об этом сохранилась!
Директор и актер: совместить несовместимое
Амантай Темирбаевич в самом начале своего пути не мечтал стать директором.
“А мысль о том, чтобы возглавить театр музыкальной комедии в качестве руководителя возникла постепенно. Потому что многие, когда мы были студентами, испытывали на себе различные направления своей деятельности. Мне тогда нравилось быть организатором мероприятий, как в училище – я был и комендантом общежития, и комсоргом. Так и в консерватории – я тоже был комсоргом факультета. И это было связано с тем, что во многих мероприятиях нужно было организовывать творческие процессы: это были выездные концерты и участие в консерваторских концертах”, – вспоминает директор.
Как продолжает далее Амантай Темирбаевич, в какой-то момент он понял, что ему нравится ощущать результаты своего труда.
А оказавшись здесь, в структуре театра, Ибраев увидел, что можно сделать для развития театра: расширение репертуара и гастрольной деятельности, внедрение новых методов и технологий в развитие КАТМК.
Первый гастрольный опыт был у Амантая Темирбаевича в самом начале его руководства театром – это был 1998 год и труппа тогда отправилась в Алматы. Как признается директор, для него это было очень волнительно: появилась ответственность за людей, организацию и финансы.
“Тогда воочию я для себя открыл новые страницы, которые можно было заполнять. И я эту книгу пишу до сих пор”, – сказал директор КАТМК.
Выбирая новый спектакль для театра, нужно на многое обращать внимание: будет это опера или более легкий жанр – оперетта, или зрителей поразят популярным сегодня жанром – мюзиклом.
“Мы подошли к этому (к мюзиклам – прим. ред.) немного позже. В нашем репертуаре есть мюзиклы: “В джазе только девушки”, “Здрасьте, я ваша тетя”, “Моя прекрасная леди”. И мы чувствуем, что этот жанр востребован. Когда мы строим свои гастрольные планы, обязательно в репертуар театра включаем мюзиклы, которые на сегодняшний день востребованы”, – поделился своим мнением директор.
Также Амантай Темирбаевич отметил, что принципиальной задачи воспитывать молодое поколение у театра нет. Но иногда в КАТМК показывают разовые спектакли – драмы воспитательного характера, где актеры через своих персонажей показывают, что можно делать, а что – нет. Также творческий коллектив делал социальные программы для молодежи, в которых отображались отрицательные, негативные, нежелательные стороны в нашей жизни.
“А что касается основной деятельности, то я думаю, велосипед здесь изобретать не стоит, потому что его изобрели уже гениальные композиторы, постановки которых мы ставим. Любой спектакль несет смысловую нагрузку: в нем заключены взаимоотношения людей.Частичка закладывается в душе зрителя, и она незаметно для себя выделяет мир прекрасного и не прекрасного”, – продолжает Амантай Ибраев.
Мы также спросили совета у человека, который совмещает выступление на сцене и руководство театром: что делать, если “опустились руки”.
“Здесь очень сложно посоветовать, потому что если говорить о себе, то я в какой-то момент я понимаю, что нужно не взрывать внутри себя этот хаос – это пришло с опытом. Я начинаю ловить себя на мысли, что мне нужно мысленно отвлечься от всего, для того чтобы нормализовать свое внутреннее состояние. Потом возвращаешься в обычную стезю, потому что по работе иногда встречается много непреодолимых ситуаций. И если постоянно на них реагировать, то можно сжечь себя и остаться без сил”, – поделился с нами опытный творческий руководитель.
А вообще, Амантай Темирбаевич очень позитивный человек. Например, его любимая фраза, которую он говорит своим коллегам – “отдыхаете?!”
“Я всегда у всех при встрече спрашиваю: “Отдыхаете?” Это иногда приводит в замешательство собеседников. В какой-нибудь напряженный момент заходишь в кабинет коллеги – у него пыль столбом, он не знает, что делать, и ты спрашиваешь: “Отдыхаешь?”, – смеется директор.
Творческий вечер
31 марта в ДКГ пройдет творческий вечер Амантая Ибраева под названием “Мой путь”.
“В определенный период у каждого человека возникает мысль, что нужно подвести не только итог, а нужно показать то, чего ты достиг на данный момент. И поэтому творческий вечер несет, прежде всего, основную мысль – я хочу продемонстрировать тот этап жизненного творческого пути, который я прошел как артист-вокалист”, – поделился главный герой вечера.
В программу концерта вошли произведения разных жанровых направлений – от оперы до блюза. Как отметил Амантай Темирбаевич, в современном мире у всех артистов расширяется концертный репертуар, яркий тому пример – Паваротти, который приглашал на свои концерты звезд эстрады.
Переходя из одного жанра в другой, солисту нужно менять технику вокального исполнения: артист применяет нетипичные для него методы пения, что и будет делать Амантай Ибраев на своем творческом вечере.
“Когда ты для себя открываешь незнакомый пласт, ты обязательно находишь какое-то удовлетворение, и думаешь: “Я это могу. Мне это нравится!” – сказал Ибраев.
Выбирать произведения для концерта директору помогал главный хормейстер – Татьяна Штыкова.
“Я на сцену выведу своего старшего сына. Будут исполняться произведения и Фрэнка Синатры, и англоязычное произведение “Дым” – оно будет исполнено не в классической манере, а в той манере, в которой исполняют его блюзовые певцы. В этом концерте будет выступление и моего младшего сына-скрипача, который исполнит произведение Чайковского “Размышление”, – открыл небольшие секреты вечера Амантай Темирбаевич.
Как признался директор, волнение перед творческим вечером есть, и чем ближе мероприятие, тем оно сильнее. Амантаю Темирбаевичу хочется, чтобы зритель увидел его необычного. И это можно будет сделать 31 марта, в субботу, в 17:00! Не пропустите большой концерт!
А редакция novoetv.kz желает самому артистичному театральному директору Караганды неиссякаемой энергии, осуществления самых смелых творческих планов и возможности дарить окружающим столько же положительных эмоций, позитива и добра, сколько и раньше!