Одна на всех: факты о Таллинском переходе
27 августа 1941 года начался Таллинский переход – эвакуация основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт. Эта операция стала одним из трагичных эпизодов начала Великой Отечественной войны. Факты о ней – в статье novoetv.kz.
1. В начале 1940-х Таллин был основной базой Балтийского флота, при этом к обороне он оказался полностью не готов. Уже спустя две с половиной недели после начала войны немецкие передовые части были в 60 километрах южнее Таллина. Тогда наступление фашистов удалось притормозить, но ненадолго: 7 августа город оказался отрезан от основных сил советской армии.
2. Из-за неправильной оценки ситуации советским военным руководством, фактически эвакуация из Таллина началась только 24 августа, а официальное разрешение на это было получено лишь 26-го. К этому моменту немцы смогли стянуть в этот район достаточно сил, чтобы переход к Ленинграду (сейчас – Санкт-Петербург) морем оказался сложным.
3. 27 августа началась погрузка на корабли личного состава и гражданских лиц, военной техники и наиболее ценного имущества. При этом порт регулярно обстреливался немецкой артиллерией и подвергался налетам авиации противника.
4. Таллинский переход начался утром 28 августа. Впереди шли тральщики, за ними основные силы. Акватория была заминирована немцами, и подрывы на тралах начались практически сразу. По счастью, огонь береговой артиллерии противника, открытый по группе советских кораблей, не достигал своей цели. К вечеру советские суда были атакованы несколькими гитлеровскими торпедными катерами, их удалось отогнать артогнем. Первый же день перехода унес жизни более 1000 человек, четыре советских судна были потоплены фашистской авиацией.
5. В общей сложности из Таллина вышли 225 судов, из которых военных кораблей было 151, вспомогательных судов – 54, а еще 20 – транспортные. По разным оценкам на них было в совокупности от 20 до 40 с лишним тысяч человек. Из-за усилившегося волнения на море фактически удалось отправиться в путь только ближе к обеду 28 августа.
6. Наиболее трагичным оказалось 29 августа, когда не встречавшая никакого сопротивления немецкая авиация спокойно атаковала намеченные цели. В первую очередь уничтожались слабо защищенные транспортные корабли, что привело к большим потерям среди личного состава и гражданских лиц.
7. На минах погибли тральщики “Краб”, “Барометр”, подлодки “С-5” и “Щ-301”, эсминцы “Артем”, “Володарский”, “Калинин”, “Скорый”, “Яков Свердлов”, сторожевые корабли “Снег” и “Циклон”. Одной из причин массовой гибели кораблей был приказ командования боевым кораблям, которые прикрывали транспорты во время перехода, полученный через два часа после начала операции. Так, например, 2 подлодки получили радиограмму с крейсера Киров о выходе из состава прикрытия, что они и сделали, уйдя полным ходом в Кронштадт.
8. Завершился переход в Кронштадт основных сил Балтфлота 30 августа. Всего во время операции погибли 62 корабля и судна: 19 боевых, 25 вспомогательных судов и 18 транспортов. Оценки людских потерь у разных исследователей и участников тех событий сильно разнятся и варьируются от 7 до 15 тысяч человек.
9. Несмотря на непрерывные бомбовые удары, экипажи уцелевших кораблей самоотверженно спасали погибающих в море: из 18 200 человек, доставленных в Кронштадт, лишь около 4 600 прибыли туда на тех кораблях, на которых вышли из Таллина; остальные 13 600 человек — это спасенные с погибших кораблей.
10. Большинство кораблей Балтийского флота прибыли в Кронштадт и приняли участие в обороне Ленинграда, поддержке сухопутных частей огнем с моря и неудачными десантами. Потери противника оказались несоизмеримо меньшими.
11. Память
- В Санкт-Петербурге создана Региональная Общественная Организация «Память Таллинского прорыва», которая занимается сбором информации о прорыве кораблей и транспортов Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Организация ведет постоянный поиск участников перехода и их потомков, сохраняя воспоминания, фотографии и любые сведения о событии.
- В храме преподобного Сергия Радонежского в Палдиски освящена мемориальная доска в память о погибших в трагическом переходе.
Статья составлена из разных интернет-источников