В Казахстане появится паспорт дорожного климата Республики
Паспорт будет хранить данные о климатическом состоянии дорог Казахстана в режиме онлайн.
Водно-тепловой режим автомобильных дорог стал проблемой не только для Казахстана, но и для многих других стран мира, сообщает novoetv.kz со ссылкой на МИИР РК.
Непредусмотренный при проектировании дорог климат приводит к их деформации и быстрому износу покрытия. КаздорНИИ решил принять меры по наблюдению за водно-тепловым режимом дорог Казахстана, установив 28 измерительных климатических станций на всей территории страны.
Мониторинг позволяет оценить влияние температуры на состояние дорожного покрытия, а также предоставляет возможность оперативного реагирования на изменения.
«К примеру, зимой 2021-2022 гг. глубина промерзания дорог составляла 2.25 м при минимальной температуре -31.0 ˚C. Зимой 2022-2023 гг. температура составляла -35.5 ˚C, глубина промерзания – 2.52 м. Разница составляет 27 см. Если при строительстве рассчитывать на данные прошлого года, то увеличение толщины переувлажненного грунта на целых 27 см приводит к росту опасности появления провала. Отсюда и деформация дороги», отмечает ведущий научный сотрудник, к.т.н. Кобланбек Айтбаев.
Каждая станция ежечасно выдает данные о температуре и зависимости своего участка дороги через Интернет. Это позволяет специализированному институту получать актуальную информацию и оперативно реагировать на изменения водно-теплового режима. Однако для более детального анализа и контроля требуются квалифицированные кадры.
«Каждая измерительная станция оснащена 18 датчиками: 10 датчиков температуры в точках дорожной конструкции, 6 датчиков влажности в грунтовом основании, по одному датчику температуры и влажности воздуха. Это 504 единицы информации ежечасно. Нужно уметь программировать, уметь работать в среде SURFER, позволяющей строить различные климатические карты и т.д. В настоящее время наша исследовательская группа ограничивается сбором данных, откладывая их анализ до лучших времен», говорит Айтбаев.
КаздорНИИ также работает над созданием доступного паспорта измерительной станции, где будет храниться информация с конкретного датчика. Этот паспорт будет иметь следующие характеристики: адрес или географические координаты местности, дорожная конструкция участка автодороги, изменение глубины промерзания и экстремальных температур воздуха, изменение длительности зимы и лета из года в год.
Кроме того, специалисты института планируют установить еще 15 измерительных станций. В дальнейшем, паспорт планируют заменить электронным альбомом, позволяющим извлекать необходимую информацию в режиме диалога.