Кино

В Караганде прошла встреча с творческой группой фильма “Айка” (фото, трейлер)

28 февраля в Караганду приехала творческая группа драмы “Айка” – Сергей Дворцевой и Самал Еслямова. О чем узнали журналисты и жители города из первых уст, расскажет novoetv.kz.

Картина вышла в широкий прокат 14 февраля 2019 года. В Казахстане городом, отрывшим массовые показы, стал Петропавловск – родной город исполнительницы главной роли Самал Еслямовой. Несмотря на высокие оценки игры актрисы и всемирное признание – золотая пальмовая ветвь 71-го Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль, гран-при немецкого и токийского фестивалей – Самал говорит о своей работе мало и скромно. Видимо, она все сказала на экране через героиню “Айки”.

Я просто хотела большую роль в хорошем кино, – делится актриса.

В центре фильма – женщина в первые 5 дней после родов – почти сакральное время, когда формируется новая, особенная связь матери и ребенка, при сложном физическом восстановлении. Актриса отдавала себе отчет, что роль сложная, ведь даже женщине, которая прошла через роды, трудно будет воспроизвести этот период, а Самал как незамужней девушке пришлось долго изучать, наблюдать и выспрашивать – нужно было сыграть так, чтобы каждая мать ей поверила. Сергей Дворцевой – режиссер “Айки” – поставил перед актрисой главную задачу – сделать картину о связи между матерью и ребенком. Эта тема оказалась очень близка для Самал Еслямовой: будучи казахстанкой, она в свое время уехала учиться в Москву, и не просто скучала родным, а именно “ощущала это отделение от мамы”. Истории героини и актрисы оказались смежными, дальше оставалась упорная, сложная, но очень интересная работа. Много работы и репетиций.

О подборе актеров и репетициях подробно рассказал режиссер. Сергей Владимирович отметил, что в роли Айки он видел только Самал Еслямову, с которой они были знакомы со времен съемок “Тюльпана” (2008).

Вроде если посмотреть сейчас – сидит обычная девушка, но у неё невероятные глаза. Они в камере могут играть, отдавать разный цвет и свет. В этом и есть прелесть кино: оно преображает, раскрывает, – объясняет Сергей Дворцевой.

Именно этим объясняется метод съемки: камера следует за героиней, она всегда близко к ней. К тому же, это и режиссерский прием: Айка скрывает беременность, она не говорит о своих переживаниях, и чтобы понять ее, нужно быть рядом.

Говоря о массовке, режиссер поделился, что всегда набирает ее не из постоянных списков, где актеры “кочуют” из одного фильма в другой – и внимательный зритель это заметит, а ищет обычных людей нужной национальности и типажа. При этом Сергей Владимирович всех отсматривает лично и работает с каждым участником съемки, как с профессиональными, так и непрофессиональными актерами. Если говорить именно о массовке в “Айке”, то это была еще и большая человеческая, личная работа почти с каждым: среди участников были киргизы, узбеки, украинцы, многим команда делала регистрацию, давала официальные разрешения на работу, оказывала финансовую помощь и просто помогала преодолевать стресс от простых бытовых неурядиц. В этой связи важно указать еще один посыл фильма, весьма социальный: жители больших городов (в этом случае – москвичи), научитесь с уважением смотреть на эмигрантов, отнеситесь к ним не просто как к обслуге, человеку-функции, а просто как к человеку, равному вам.

Исполнительница главной роли отметила также плюсы и минусы работы с непрофессиональными актерами. Так, у Самал в фильме – очень активная роль, где надо было бегать, прыгать, соответственно, нужна и хорошая физическая подготовка. “Айка” – настоящая, в не все реально: снег, ветер, холод.

Тебе все поправили, снег куда нужно положили, а тут герой, твой напарник по сцене (непрофессиональный актер – прим. ред.) вдруг смотрит прямо в камеру или забывает текст от волнения, и приходится все начинать сначала.

Однако, Еслямова отмечает, что это хоть и было сложнее, но и интереснее, ведь в итоге все вышло по-настоящему – люди, погода, эмоции, отношения. Потому что обычные люди, не актеры, не мыслят стереотипами, они проживают роль живо, здесь и сейчас.

К слову сказать, нужной погоды команде “Айки” пришлось ждать 3 года! Зимой 2013 года, когда сняли несколько эпизодов в снежную и ветреную погоду, стало ясно, что эта история наиболее правдиво будет смотреться именно зимой: скрывающая беременность одежда героини, ее внутреннее состояние, которое перекликается с погодой. Вообще, Сергею Дворцевому нравится прием психофизического параллелизма и пантеизма, когда природа является частью драматургии фильма. Режиссер не раз подчеркивал, что авторское кино живет по другим принципам: невозможно вычислить его успешность, это – часть культуры. Такое кино сложно продвигать как в Казахстане, так и в России или Европе, потому что нельзя просто найти спонсора и дать ему расклад цифр: вложите столько – получите столько через такое-то время. Здесь не работает система массового кино, это о наследии, а не о цифрах.

После Караганды творческая группа разделится: Самал поедет в Петропавловск, а Сергей – в Шымкент (свой родной город). В ближайшее время группа “Айки” поедет в Гонконг, где картина номинирована китайской киноакадемией. А дальше… Дальше творческому коллективу нужен небольшой отдых, чтобы созреть для другого фильма, ведь “Айка” получила престижные награды, собрала много положительных рецензий и отозвалась в тысячах сердец телезрителей, хотя что-то нам подсказывает, что у картины будет еще не одна номинация и награда!

Факты об “Айке”

  • Когда-то Сергей Дворецкой прочитал заметку о 230 киргизских женщинах, которые отказались от своих детей в родильных домах Москвы, и эта статья вдохновила режиссера на создание картины.
  • Сергей Дворцевой изначально планировал снять фильма за 2-3 года, но в итоге у него ушло на проработку темы и сами съемки около десяти лет.
  • Премьера драмы состоялась в сентябре 2018 года на Almaty film festival.
  • Международное название фильма – “Мой маленький”, англ. “My little one”.
  • Фильм получил Гран-при 28-го международного кинофестиваля в Котбусе (Германия) и приз жюри.
  • «Айка» выиграла Гран-при токийского кинофестиваля Filmex (2018).
  • Актриса Самал Еслямова получила награду Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая женская роль» (2018).
  • Картина Сергея Дворцевого «Айка» вошла в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Драма выдвигалась от Казахстана, но в число номинантов, по мнению режиссёра, не попала из-за нехватки денег на промоушен (2018).

Редакция novoetv.kz настоятельно рекомендует посмотреть всем другое – авторское, глубокое и интересное кино в самое ближайшее время! Карагандинцы могут это сделать в кинотеатре “Сарыжайлау”.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button