В Караганде прошел круглый стол о внесении поправок в Закон о медиации
Накануне внесения поправок в Закон о медиации в Караганде состоялся круглый стол.
На мероприятии спикеры выступили с анализом развития института примирительных процедур (медиации) в 5 регионах Карагандинской области.
Инициаторами диалоговой площадки стали ГУ “УВП Карагандинской области” и ЧУ “Центр разрешения конфликтов – Диалог”.
Мало кто знал, что в Казахстане существует Закон “О медиации”. Но организации, где оказываются такие услуги, могут быть только некоммерческими, негосударственными, а медиацией могут заниматься как профессиональные, так и не профессиональные медиаторы. Россия, где решение конфликтов этим методом проходит дольше, чем в Казахстане, от подобного формата отказывается.
По условиям проекта по медиации, руководителем которого является Савицкая Татьяна Ивановна, в 2017 году они должны были провести обучение непрофессиональных медиаторов в пяти регионах Карагандинской области: Балхаш, Приозёрск, Каражал, Жезказган, Каркаралинск.
Согласно Закону “О Медиации”, реестры непрофессиональных медиаторов ведут акимы района, в их функционал входит найти претендента и поставить его в реестр. Пять лет назад реестры наших районов включали в себя десятки медиаторов, но занятость их была минимальная. Третий год “Центр разрешения конфликтов – Диалог” реализует проект по медиации, и организаторы могут изучать и видеть ситуацию в целом по регионам, которая почти везде одинаковая.
Караганда пока что единственный город Казахстана, в котором установлены баннеры о медиации (что повышает общую осведомленность населения в этом вопросе), а Татьяна Ивановна предполагает, что и в СНГ такой практики больше нет.
Сегодня акиматы и медиаторы сталкиваются со следующими проблемами:
1. Сбор справок для постановки медиаторов в реестр.
2. «Синдром выгорания» у медиаторов, которых суды используют для формирования статистики дел, закрываемых медиацией.
3. Отсутствие системы поощрения непрофессиональных медиаторов.
4. Неподготовленность медиаторов к работе с конфликтами, неумелое владение техниками переговорного процесса, незнание законных требований и особенностей применения медиации.
5. Незнание государственных органов, как и для чего использовать потенциал медиаторов.
6. Неосведомлённость населения, что такое медиация, как и для чего они могут её применять.
В связи с проблемами, по итогам круглого стола были выработаны следующие рекомендации.
Медиация по трудовым отношениям:
– в трудовых договорах прописывать в пункте разрешения спорных вопросов №1 – решение путем медиации;
– в согласительные комиссии включать профессиональных медиаторов;
– обучать лидеров профсоюзов медиативным компетенциям;
Медиация по уголовным делам:
– В рейтинге работы полицейских предусмотреть пункт по прекращению дел в порядке медиации, как фактор успешности работы полицейских;
– В местах ожидания граждан разместить информационные стенды о медиации;
– При отделах полиции открыть кабинеты медиации, чтобы граждане, оказавшиеся в конфликте (социально – бытовые, семейные и т.д.) смогли получить качественные разъяснения о медиации и выбрать комфортную для них форму решения вопроса;
– Проводить ежегодные информационные семинары по медиации для работников ДВД, участковых полицейских, инспекторов и всех специалистов, работающих с населением;
– Рассмотреть возможность включения в перечень документов по делам частного обвинения при передаче материалов дел в прокуратуру протокола/заключения медиатора о проведённой разъяснительной работе.
Медиация в государственной службе:
– В ИПК для государственных служащих предусмотреть обязательный курс по медиации.
Медиация в Юстиции:
– В список правоустанавливающих документов по вопросам оформления имущественных сделок, приобретения прав по наследству и т.д. включить документ – медиативное соглашение;
– Для специалистов ЦОН предусмотреть курсы по медиации;
– В ЗАГСах в штат ввести единицу медиатора – психолога.
Медиация в здравоохранении:
– В работе Call- Центра при Областном управлении здравоохранения предусмотреть сотрудничество с медиаторами;
Медиация в образовании:
– УО, включить курс по медиации для всех руководителей образования и для психологов и соц. работников учебных учреждений;
Медиация в Жилищно-коммунальном хозяйстве (КСК):
– Обучить всех руководителей КСК навыкам медиативных компетенций и переговорного процесса;
– При КСК открывать службы посредничества с участием медиаторов.
Медиация в межэтнической и межрелигиозной среде:
– ИПГ необходимо готовить по программам развития переговорных технологий и медиативных компетенций.
Медиация в судах:
– Разделить понятия «примирительные процедуры» и «медиация»;
– В применении медиации в судах ограничить привлечение непрофессиональных медиаторов;
– Рассмотреть возможность дополнить в ГПК РК: Ст. 112. «Возмещение расходов по оплате помощи представителя» дополнить словами – и профессионального медиатора.
Наконец-то и у нас начали внедрять институт медиации, как в развитых странах!!! А то всё только через суды, как дикари, а потом люди с судимостью остаются!