Общество

В Караганде прошел круглый стол о внесении поправок в Закон о медиации

Накануне внесения поправок в Закон о медиации в Караганде состоялся круглый стол.

На мероприятии спикеры выступили с анализом развития института примирительных процедур (медиации) в 5 регионах Карагандинской области.

Инициаторами диалоговой площадки стали ГУ “УВП Карагандинской области” и ЧУ “Центр разрешения конфликтов – Диалог”.

Мало кто знал, что в Казахстане существует Закон “О медиации”. Но организации, где оказываются такие услуги, могут быть только некоммерческими, негосударственными, а медиацией могут заниматься как профессиональные, так и не профессиональные медиаторы. Россия, где решение конфликтов этим методом проходит дольше, чем в Казахстане, от подобного формата отказывается.

По условиям проекта по медиации, руководителем которого является Савицкая Татьяна Ивановна, в 2017 году они должны были провести обучение непрофессиональных медиаторов в пяти регионах Карагандинской области: Балхаш, Приозёрск, Каражал, Жезказган, Каркаралинск.

Согласно Закону “О Медиации”, реестры непрофессиональных медиаторов ведут акимы района, в их функционал входит найти претендента и поставить его в реестр. Пять лет назад реестры наших районов включали в себя десятки медиаторов, но занятость их была минимальная. Третий год “Центр разрешения конфликтов – Диалог”  реализует  проект по медиации, и организаторы могут изучать и видеть ситуацию в целом по регионам, которая почти везде одинаковая.

Караганда пока что единственный город Казахстана, в котором установлены баннеры о медиации (что повышает общую осведомленность населения в этом вопросе), а Татьяна Ивановна предполагает, что и в СНГ такой практики больше нет.

Сегодня акиматы  и медиаторы сталкиваются со следующими проблемами:

1. Сбор справок для постановки медиаторов в реестр.

2. «Синдром выгорания» у медиаторов, которых суды используют для формирования статистики дел, закрываемых медиацией.

3.  Отсутствие системы поощрения непрофессиональных медиаторов.

4. Неподготовленность медиаторов к работе с конфликтами, неумелое владение техниками переговорного процесса, незнание законных требований и особенностей применения медиации.

5. Незнание государственных органов, как и для чего использовать потенциал медиаторов.

6. Неосведомлённость населения, что такое медиация, как и для чего они могут её применять.

В связи с проблемами, по итогам круглого стола были выработаны следующие рекомендации.

Медиация по трудовым отношениям:

– в трудовых договорах прописывать в пункте разрешения спорных вопросов №1 – решение путем медиации;

– в согласительные комиссии включать профессиональных медиаторов;

– обучать лидеров профсоюзов медиативным компетенциям;

Медиация по уголовным делам:

– В рейтинге работы полицейских предусмотреть пункт по прекращению дел в порядке медиации, как фактор успешности работы полицейских;

– В местах ожидания граждан разместить информационные стенды о медиации;

– При отделах полиции открыть кабинеты медиации, чтобы граждане, оказавшиеся в конфликте (социально – бытовые, семейные и т.д.) смогли получить качественные разъяснения о медиации и выбрать комфортную для них форму решения вопроса;

– Проводить ежегодные информационные семинары по медиации для работников ДВД, участковых полицейских, инспекторов и всех специалистов, работающих с населением;

– Рассмотреть возможность включения в перечень документов по делам частного обвинения при передаче материалов дел в прокуратуру протокола/заключения медиатора о проведённой разъяснительной работе.

Медиация в государственной службе:

– В ИПК для государственных служащих предусмотреть обязательный курс по медиации.

Медиация в Юстиции:

– В список правоустанавливающих документов по вопросам оформления имущественных сделок, приобретения прав по наследству и т.д. включить документ – медиативное соглашение;

– Для специалистов ЦОН предусмотреть курсы по медиации;

– В ЗАГСах в штат ввести единицу медиатора – психолога.

Медиация в здравоохранении:

– В работе Call- Центра при Областном управлении здравоохранения предусмотреть сотрудничество с медиаторами;

Медиация в образовании:

– УО, включить курс по медиации для всех руководителей образования и для психологов и соц. работников учебных учреждений;

Медиация в Жилищно-коммунальном хозяйстве (КСК):

– Обучить всех руководителей КСК навыкам медиативных компетенций и переговорного процесса;

– При КСК открывать службы посредничества с участием медиаторов.

Медиация в межэтнической и межрелигиозной среде:

– ИПГ необходимо готовить по программам развития переговорных технологий и медиативных компетенций.

Медиация в судах:

– Разделить понятия «примирительные процедуры» и «медиация»;

– В применении медиации в судах ограничить привлечение непрофессиональных медиаторов;

– Рассмотреть возможность дополнить в ГПК РК: Ст. 112. «Возмещение расходов по оплате помощи представителя» дополнить словами – и профессионального медиатора.

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Наконец-то и у нас начали внедрять институт медиации, как в развитых странах!!! А то всё только через суды, как дикари, а потом люди с судимостью остаются!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button