Сколько тратят казахстанцы на покупки в интернете
Девять из десяти казахстанских домохозяйств имеют доступ к интернету, однако лишь каждая пятая семья заказывает товары и услуги в глобальной сети, сообщает Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК.
Бюро национальной статистики опубликовало сборник «Развитие связи и информационно-коммуникационных технологий в РК за 2015-2019 годы».
Метод, который использовался для исследования семей, – анкетирование. Его прошла 21 тысяча семей.
Таким образом, согласно данным Бюро национальной статистики, в 2019 году доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети, была равна 90%. Тогда как пять лет назад показатель был на уровне 82%.
Для чего казахстанцы используют интернет?
Исследование показало, что основными целями использования интернета дома являются общение (обмен мгновенными сообщениями), размещение информации (75% опрошенных), скачивание фильмов, музыки, игры (63,6% респондентов). 12% опрошенных сообщили, что читают онлайн-газеты, журналы, электронные книги.
Для образовательных целей всемирную сеть используют 14,7%, онлайн-курсы проходят 4,6% респондентов. В Нур-Султане показатель отличается от среднего по Казахстану – в 49% столичных домохозяйств члены семей обучаются в интернете.
Лишь в каждой пятой семье (19%) интернет используют для покупки или заказа товаров, услуг. Наиболее активно этот процесс идет в крупных городах – Нур-Султан (29%), Алматы (27%), наименее – в Восточно-Казахстанской (8,5%), Алматинской, Атырауской (11%) областях. Чаще всего казахстанцы покупают продукцию посредством e-торговли у отечественных продавцов (77%). Треть опрошенных семей делают онлайн-заказы на торговых площадках стран СНГ.
Что покупают онлайн?
Наиболее популярными товарами, покупаемыми через сеть оказались – одежда, обувь и спорттовары. 60% опрошенных подтвердили это лидерство.
Продукты питания заказывают через сеть 29% среди тех, кто прошел анкетирование. Цифра усредненная и не показывает, насколько различны потребительские привычки в разных регионах страны. Если в столице, Мангистауской области свыше 70% респондентов привыкли заказывать еду онлайн, в Туркестанской области – 53%, то в Кызылординской области таких семей всего 3%, в Шымкенте – 5%, ВКО – 6%.
Другими популярными онлайн-покупками являются лекарства (19%), товары для домашнего пользования (15%), фильмы, музыка (14%).
Половина опрошенных сообщила, что в месяц тратит на покупки в сети от 5 тыс. до 25 тыс. тенге. Каждая четвертая семья – от 25 тыс. до 50 тыс. тенге. Свыше этой суммы выкладывают за товары с сайтов 12,7% респондентов.
40% из числа семей подтвердили, что оплачивают покупки банковской картой или наличными курьеру уже при доставке. 22% домохозяйств пользуются услугой оплаты путем банковского перевода.
Какие проблемы возникают при покупках через сеть?
И в абсолютном и в относительном значениях, количество семей, которые вообще испытывают какие-либо проблемы при онлайн-заказах, невелико. Лишь в 5% семей казахстанцы пожаловались на низкую скорость доставки, 3% домохозяйств столкнулись с техническими неполадками ресурсов при оплате. 2,5% из числа опрошенных получили некачественные или поврежденные товары. О мошенничестве в сети (продукт не получен, зафиксировано злоупотребление данными кредитной карты) говорят 0,9%.
При этом анкетирование показало, что 80% из опрошенных ничего не заказывают через сеть, так как у них нет в этом никакой необходимости. 17% предпочитают делать покупки лично, когда товар на виду, его можно потрогать, попробовать. 6% из числа респондентов ответили, что просто не умеют это делать. 2% не доверяют онлайн-магазинам, не имеют информации о том, как можно было бы вернуть товар.
По информации Kursiv.kz