Публичное обсуждение поправок в Законе о СМИ прошло 18 января в Караганде
Представители средств массовой информации в Караганде вышли на связь с коллегами из регионов.
Обсуждение организовали с помощью видеоконференцсвязи в каждом областном центре. Для Шахтёрской столица таким местом стал ЦОН по адресу проспект Шахтёров 5/2.
Полное или частичное принятие поправок в законах, которые регулируют деятельность журналистов и СМИ в Казахстане, обсуждали полтора часа. Под прицелом оказались законы «О СМИ», «О телерадиовещании», «О рекламе», и особо пристально рассматривали поправки, касающиеся Интернета и социальных сетей.
Таким образом, теперь при комментировании новостей на сайтах пользователь должен ввести свой номер телефона и получить код доступа. Представители министерства информации и коммуникаций РК объяснили такие меры контроля тем,что граждане, прежде чем поделиться своим мнением, начнут задумываться о содержании своего сообщения. Касается ли эта норма социальных сетей – неясно, так как не все социальные сети не принадлежат Казахстану. Как пояснили в ходе обсуждения, данный пункт будет рассмотрен внимательнее.
Обговорили и переход на цифровое вещание, и уменьшение объема рекламы в СМИ, однако у представителей СМИ по-прежнему осталось много спорных вопросов. Например, вопрос об ответственности журналистов за размещение информации не только в самом СМИ, но и за оставленные кем-то комментарии. Насколько это обоснованно и как должна осуществляться проверка достоверности информации, впрочем, не оговаривается.
Странно, что в активно обсуждение вступали представители Алматы, Караганды и Уральска, а вот остальные регионы предложили отмолчаться, хотя новые предложения журналистов особо не жалуют. Например, в новом проекте предлагается сократить основной доход многих СМИ – рекламу – с текущих 20 до 15 процентов. Генеральный директор ТК “Новое Телевидение” и “ТЕКС Радио” Руслан Иосифович Никонович поднял вопрос о том, распространяется ли данный закон о рекламе на звуковую уличную рекламу, на что получил отрицательный ответ. Оказалось, что ежедневно выкрикивающие рекламу на улицах динамики в категорию “Средства массовой информации” не попадают под экономическое законодательство.
-Не секрет, что рекламный рынок Казахстана в десять раз меньше, чем в соседней России. И если запретить телеканалам показ рекламы, то все зрители уйдут в интернет, а наши отечественные производители останутся без денег, – говорит Руслан Никонович, – И тут либо идти в госбюждет, где бюджетный рынок равен рекламному рынку нашей страны, либо пытаться на частном поле зарабатывать деньги, но ограничивая ему возможность рекламировать до 15 процентов (реклама в час – прим. ред.), мы ставим под сомнение его коммерческие возможности. хотелось ,чтобы норму в 20 процентов все же оставили.
Представитель Министерства сослался на то, что зритель страдает от загруженностью рекламы и на зарубежную практику, работающую, однако, отлично от казахстанской. Вопрос оставили открытым.
О документе, принятия которого ждут журналисты всего Казахстана, ещё предстоит провести очередные дебаты. Ориентировочно предварительное слушание должно состояться в мае этого года, сам документ ещё не утвержден.