Одна на всех: Казахстан накануне Великой Отечественной войны
Редакция “Нового” продолжает спецпроект, посвященный Дню Победы. “Одна на всех” – это истории фронтовиков Карагандинской области, это интервью с теми, кто видел войну своими глазами. Это письма, которые были написаны на передовой. Это – наша история, которую нельзя забывать!
Правительство СССР развивало страну по так называемым пятилеткам. В третьей (1938—1942, сорвана началом Великой Отечественной войны) Казахская ССР должна была превратиться в крупную базу по производству цветных металлов (медь, цинк, свинец), район добычи угля, нефти и район развитого сельского хозяйства (мясное животноводство, зерновые и технические культуры).
В 1938—1941 годы были приняты меры по реконструкции и расширению Карсакпайского медеплавильного завода, строительству Жезказганского медеплавильного комбината, развитию цветной металлургии на Алтае, ускорению геологических работ и разведочного бурения на Эмбе. К началу 1940 года менее чем за 9 месяцев методом ударной стройки была построена магистраль Акмолинск — Карталы протяженностью 806 км. Строительство этой дороги имело огромное народнохозяйственное и оборонное значение. На 500 км сократились пути перевозки угля из Караганды в Магнитогорск.
Были сооружены магистрали Гурьев — Кандагач, Кандагач — Орск, шоссейные и гравийные дороги «Восточное кольцо» (806 км) в Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областях, а также магистрали Алма-Ата — Сары-Озек, Джамбул — Алаколь и др. Были построены 2681 км железных дорог, из них сданы в эксплуатацию 1358 км. Широкое развитие получило использование труда спецпереселенцев и заключенных.
Огромное значение в наращивании потенциала промышленности имели введение трудовых книжек, упорядочение трудовой дисциплины, улучшение практики государственного страхования, переход на восьмичасовой рабочий день, на шестидневную рабочую неделю. В конце 1940 года возникла система государственных трудовых резервов. Росла трудовая и политическая активность женщин, началось массовое движение женщин за овладение мужскими профессиями.
В предвоенные годы особенно высокими темпами развивалась цветная металлургия. Строительство Чимкентского свинцового, Балхашского медеплавильного, Лениногорского, Зыряновского полиметаллических заводов, Ачисайского, Коунрадского рудников превратило цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. Успешно шло строительство Актюбинского завода ферросплавов, Текелийского полиметаллического, Джезказганского медеплавильного комбинатов. Реконструировались действующие заводы — Лениногорский комбинат, Карсакпайский и Иртышский медеплавильный заводы. Марка «СЧСЗ» (свинец Чимкентского свинцового завода) была признана лучшей в стране.
Высокими темпами развивались химическая промышленность и радиофикация. В 1940 году в Казахской ССР было произведено 87% всего свинца и 21% всей меди в Союзе. В республике действовало 2580 крупных предприятий, все они были построены за годы Советской власти. Вместе с тем, в 1938—1940 годы в республике сильно отставало в развитии животноводство. Медленно внедрялся в колхозное производство.
В области осуществления социальной политики были достигнуты большие успехи: в населенных пунктах начали строиться больницы, магазины, столовые, увеличились капиталовложения в жилищное строительство.
Но, несмотря на это, в Казахстане накануне Великой Отечественной войны демографическая ситуация была крайне неблагоприятной. За десятилетие (1928—1938) произошло снижение численности населения, вызванное коллективизацией, голодом и политическими репрессиями.
Всем ходом исторического развития Казахская Советская Социалистическая Республика шла к тому, чтобы в годы войны принять на себя часть тяжелой ноши и внести немалый вклад в дело победы.
Статья составлена из разных интернет-источников