Проект “BeKind”: как противостоять буллингу
Асылан Смагулов – волонтер, специалист ЮНИСЕФ рассказал о том, как противостоять буллингу и почему родителям стоит быть настороже, передает novoetv.kz.
Основная цель проекта BeKind – показать школьникам, что решить конфликт можно и нужно, сам конфликт не опасен, просто надо быть добрее к окружающим. Если дать навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, (таких как конфликт и травля) то в школах сложится комфортная безопасная среда для учебы и общения между детьми.
Что такое проект “BeKind”?
Проект “BeKind” – это проект, организованный ЮНИСЕФ, реализуется в этом году (в 2020-м,- прим. ред.). Первый поток волонтеров и специалистов, которые обучились этой программе и начали преподавать в школе, начался в январе этого года. Был анонс, где говорилось, что набирают людей энергичных, они пришли и прошли, по моему, обучение в Нур-Султане или Алматы и с марта по май преподавали. Я попал во второй поток, то есть нас набирали уже позже – примерно в сентябре. Я подал заявку, ее одобрили и, в целом, сейчас с самого начала октября и примерно по декабрь я буду преподавать эту тему в школах нашего города и не только.
Что значит преподавать? Какой твой основной посыл?
Во-первых, нам дали методички, по которым необходимо работать. Нам нужно донести основную мысль: буллинг – это нарушение прав человека, с этим нужно бороться, это не нормально. Когда мы эту мысль доносим до детей, уже фундамент закладывается по предотвращению буллинга в школах и потом я уже накладываю свои собственные мысли о том, как с ним бороться, как он появляется и почему необходимо с ним бороться.
Как проходят встречи? В каком формате сейчас проходят?
В самом начале хочу объяснить, что такое буллинг. Буллинг, довольно модное слово, но до сих пор не понятно многим людям из СНГ, как выяснилось. Когда я проводил для родителей (встречи, – прим. ред.), говорил, что есть буллинг, а они такие: а это что это такое? Я такой: хорошо, расскажу на русском языке. Это – травля, грубо говоря. Как проходит? проходит довольно просто, в гармоничной атмосфере. Конечно, все это зависит от ментора, конкретного волонтера, как он проводит, его стиль, общение, подача. В моих уроках все довольно просто, логично. Я стремлюсь не провести лекцию, я стремлюсь к диалогу с учениками, с родителями, с психологами, с администрациями школ, потому что не вижу смысла проводить лекции без обратной связи. Я всегда задаю наводящие вопросы и стремлюсь, чтобы сами дети ответили на вопрос “что такое буллинг?” и почему это плохо.
Возрастная категория детей?
В основном, предпочтительно 5-7 класс. Но иногда нам предоставляют школы предоставляют 8-9 класс, один раз был 11-й класс – выпускные, уже сформировавшиеся личности.
Какие варианты услышал? Что говорят и думают дети?
Когда на уроке присутствует школьный психолог или заместитель директора по воспитательной части или сам классный руководитель – бояться говорить. Я всегда говорю, что ничего страшного не будет. Это – проект ЮНИСЕФ, никаких наказаний, санкций вашей школе не будет. Мы хотим просто узнать реальную картину, чтобы с этим бороться. Чтобы это искоренить, нужно знать реальную картину, посмотреть, как на самом деле обстоят дела. После этого дети на удивление открываются и начинают говорить о своих проблемах, потому что в некоторых школах бывает такое, что 5-7 класс сталкивается не только с буллингом одноклассников, но и со старших классов, даже, что страшнее, со стороны преподавателей. И когда они это говорят, они думают, что это – нормально.
Насколько родители готовы встречать эту информацию? На встречах есть родители детей или контакт с ними происходит потом?
Как проходит работа волонтеров ЮНИСЕФ: нам скидывают расписание, школы предоставляют время, когда готовы встретиться ученики и родители. Семинар для родителей и учеников – разные, они не пересекаются и там программа для учеников и родителей разные, разные методички. Для учеников более простыми словами говоришь, более открыто, а с родителями нужна более основательная работа, потому что от них зависит в первую очередь воспитание ребенка и, конечно, многие родители считают что это проблема надумана, что ее не существует, относятся к ней несерьезно. Говорят: это нормально, это процесс взросления. Но были некоторые родители, которые меня удивили в том плане, что открыто задавали вопросы, благодарили в конце семинара. Говорили, что пойдут говорить со своим ребенком, потому что он их не слушал, а я не понимал почему.
Про что это непонимание? Что между ними стоит, что родители и ребенок не понимают друг друга?
Конфликт “Отцов и детей”, конфликт поколений он очень глубокий след оставил в истории человечества. Нельзя никого обвинять, потому что обе стороны правы: взрослые хотят передать опыт и не хотят чтобы дели совершали ошибки, которые они когда-то совершили, а дети – просто живут, они не понимают, что совершают ошибку, когда не общаются или не слушают родителей. Когда я был немного помоложе, год назад, я думал, что необходимо каждому родителю напоминать, что они когда-то были детьми, просто необходимо, чтобы все взрослые понимали, что на их плечах больше ответственности за воспитание ребенка и за диалог между детьми и ими, потому что они были детьми, а дети взрослыми никогда не были и поэтому необходимо, чтобы взрослые всегда делали первый шаг навстречу своим детям.
Растет буллинг или находится в одной и той же позиции?
Согласно статистике ЮНИСЕФ, каждый второй ребенок в мире сталкивается с буллингом, то есть 50% всех детей по всему миру сталкивается с буллингом. Поэтому, эта проблема стоит очень остро, она понятна и с ней надо бороться. Я так считаю.
Если вы хотите, чтобы в вашей школе проходили подобные уроки, нужно написать представителям ЮНИСЕФ или Асылану в директ – @as_smagulov. Подробнее о проекте – в видео.