КультураНовости

Новый сезон темиртауский ТЮЗ открыл премьерой драмы «Поминальная молитва»

Темиртауский Театр для детей и юношества начал свой тридцать четвертый сезон с премьеры постановки «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Это масштабное сценическое полотно – как по объему, так и по времени: спектакль длится два с половиной часа. Речь в нем идет о жизни в деревне, где соседствуют люди разных национальностей – здесь и юмор, и драма, и трагедии. Какие планы есть на нынешний сезон? Что влияет на почти мгновенную продажу билетов на постановки? Ожидается ли у театра ребрендинг? Обо всем этом рассказал руководитель ТЮЗа Темиртау Владимир Дроздецкий.

Поминальная молитва: как создавался легендарный спектакль на сцене ТЮЗа

Спектакль-драма по одноименной пьесе Григория Горина (по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») стала уже классикой, рассказывают в ТЮЗе. Сюжет его разворачивается в небольшой украинской деревне, где испокон веков жили украинцы, русские и евреи. Повествование о семье молочника Тевье наполнено народным юмором и драматическими событиями, выпавшими на долю героев пьесы. В режиссерско-постановочной группе – директор театра Владимир Дроздецкий и художественный руководитель Александр Чупин, художник-постановщик – Татьяна Ушакова. Первые премьерные показы прошли при полном зале, следующий ожидается 24 числа – он начнется в 17.00.

Действие «Поминальной молитвы» погружает зрителей в самое начало XX века – тревожное время: война с Японией, Первая русская революция 1905-1907 годов, во время которой шли еврейские погромы, принятие Конституции – дух перемен в душах и умах многих людей того времени. Но у молочника Тевье (Владимир Хомутов) свои заботы – большое семейство: пять дочерей, три из которых на выданье. А как их пристроить, если воле отца подчиняться не хотят? Старшая дочь Цейтл (Ирина Мальчихина) влюблена в бедного портного Мотла (Айдар Мукашев), Годл (Анастасия Агафонова) хочет уехать вслед за арестованным революционером Перчиком (Роман Гужель), а примерная и начитанная Хава (Евгения Тесля-Ярцева) влюбляется в Федора (Асанали Балмагамбетов) и принимает его веру.

В спектакле также заняты актрисы Наталья Снегирева (Голда), Екатерина Орищенко (Шпринца), Анастасия Гуляева (Бейлке), Людмила Гулуева (Берта), актеры Михаил Маскалюк (Лейзер), Никита Колесов (Урядник), Олег Керимов (Менахем), Валентин Бухонов (Степан), а также Наталья Ершова, Светлана Свищева, Ольга Зверьева, Юрий Блинов и Маргарита Валеева. Художником по свету выступил Георгий Мурадов, звукорежиссеров – Надежда Гермес, а рейтинг постановка носит 16+.

Прежде, чем зрители увидели спектакль на открытии сезона 16  17 сентября, собственные песни для них исполняли музыканты Вадим Ким и Сергей Пономарев. Проявили гости интерес и к работам Елены Малецкой и Марьяны Макеевой – и такая выставка происходит в театре уже во второй раз. Первой была экспозиция работ Веры Капинус два года назад, когда в холле шел ремонт пола. А детские спектакли прошедших выходных сопровождались еще и вручением мороженого юным зрителям – после показа лакомство получил каждый.

«Поминальная молитва» – полотно масштабное и очень серьезное, и у ТЮЗа были свои причины, чтобы избрать для постановки именно его. В Казахстане, рассказал Владимир Дроздецкий, это лишь второе воплощение спектакля – первое случилось в алматинском государственном русском театре драмы имени М. Лермонтова.

– Сама пьеса была написана Григорием Гориным в сотрудничестве с Марком Захаровым специально для театра «Ленком». Да, очень многие театры не рискуют брать эту постановку в репертуар. Во-первых, из-за сложности: здесь речь о жизни еврейской семьи – матери, отца и их пятерых дочерей, в очень непростое время. Конечно, в пьесе немало юмора – и другая опасность в том, чтобы переборщить с «одесскими шуточками», не увидев огромный смысловой пласт, заложенный автором. Кроме того, широта произведения в еще и в его современности – как в отношении глобальных ситуаций в мире, так и в отношении того, что все мы люди, какой бы ни были народности. Через историю семьи Тевье мы видим, как он лишается любви, веры, семьи, земли… Пьеса положена на исторические события в начале ХХ века, которые трагически влияют на жизни героев. Но мы все люди – мы ходим по земле, дышим, любим, ненавидим, и хрупки одинаково. Мы и одинаково ценны: каждая культура индивидуальна, прекрасна, важна по-своему. Финал этой истории оставляет светлую и добрую надежду на будущее. И нам очень важно, чтобы зритель, посмотревший спектакль, понял, что в жизни есть непреходящие ценности. Делить нам нечего – а если мы начинаем это делать, то можем спровоцировать катастрофические события, – отметил Владимир Дроздецкий.

В ТЮЗе спектакль длится 2 часа 30 минут без учета антракта. В театре рассказывают, что сокращению подверглась лишь одна сцена, которую постановочная группа посчитала повторяющей все остальные.

– Мы очень бережно относились к сокращению сцен. Врать не буду – пьесу избрали не без тревоги, потому что полотно это действительно серьезное, и когда берешься за него – тут либо пан, либо пропал. Это своего рода вызов. Думаю, что все состоялось – так, как мы планировали, – отметил Владимир Дроздецкий.

Центром спектакля «Поминальная молитва» становится дом – как опора человека в целом, как воплощение древнейшего лада жизни, как оплот безопасности. Декорации компактные – дощатая крыша (которая впоследствии примет совершенно противоположный облик), стол, скамейки, табуретки… Здесь же и живут главные герои, трогающие сердце своей человечностью. В деревне Анатовка очень уютно: к героям привязываешься быстро – а они люди простые (о чем сами и говорят) и открытые.

Несмотря на беды, которые выпадают на долю семьи Тевье-молочника и деревни, в любой из сцен есть место искрометному юмору, который можно разбирать на цитаты – и зрители оценили его по достоинству, традиционной свадьбе (не без драк) и красивым экспозиционным сценам. Напряжение здесь сменяется энергичной музыкой и танцами – и они не перегружают постановку, поскольку вставки это небольшие, но очень уместные. Правда, даже с ними, и с юмором уже во втором акте зрители смеялись сквозь слезы. По накалу эмоций «Поминальная молитва» роднится с «Провинциальными анекдотами» – еще одной постановкой ТЮЗа: в первом акте этого спектакля зрители смеются до слез – но во втором все уже плачут.

А что же с планами на новый сезон?

Зрители из Темиртау и других городов Карагандинской области стали чаще посещать ТЮЗ, а билеты раскупаются стремительно – как только становится известно о премьере, или как только появляется репертуар на следующий месяц. Владимир Дроздецкий это подтверждает: людей в театр сейчас ходит гораздо больше, чем раньше. И влияет на это, говорит, абсолютно все – например, изменения в репертуаре, который в отношении взрослого зрителя он стал более сбалансированным. Есть и классика, и современная драматургия, интересная широкому кругу зрителей. Стал разнообразнее и детский репертуар. Но в любом случае, изменилось отношение публики к театру.

– Особенно это стало заметно после пандемии: люди достаточно насиделись дома, им хочется выходить, где-то бывать – поэтому да, потребность растет. И благодаря проектам, которые действуют в нашем театре, у нас появилось большее количество друзей. Не зря говорят, что самое лучшее радио – сарафанное, и к нам приходят даже те, кто ни разу раньше в театре не был. И конечно, мы стараемся не уронить взятую планку. В удержании этой планки нет особых секретов – дело в качестве материала, постановок, актерской игры, уровнем общения с гостями. Все-таки человек приходит к нам – мы его встречаем, мы обеспечиваем комфорт, начиная от входа и завершая тем, как мы их провожаем. Ведь всем нам приятна забота и теплое отношение. Мы действительно ждем каждой встречи с нашими зрителями, – делится Владимир Дроздецкий.

В течение следующих месяцев в ТЮЗе ожидается постановка сказки «Волшебная лампа Аладдина». Здесь режиссером выступает художественный руководитель Александр Чупин, художник-постановщик – Анна Трушкова. Первые премьерные показы пройдут 7 и 29 октября. За этим последует, в честь 225-летия великого поэта Александра Пушкина в следующем году, «Сказка о царе Салтане». Позже театр приступит к работе над постановкой по нашумевшей по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в малом зале – истории о молодом человеке, который напрочь отрицал Пушкина, но его современная судьба переплелась с писателем. Что касается читок и Food-театра, а также других проектов, которые успели полюбиться зрителям – они продолжатся, когда труппа вернется с гастролей.

– Мы планируем участвовать в двух театральных фестивалях. В частности, во ІІ республиканском театральном фестивале «Сын – шын болсын», где покажем «Поминальную молитву» 22 сентября в 11.00 на базе нашего театра. С этой же постановкой отправимся на международный фестиваль «Те-ART-КӨКШЕ» в Кокшетау – показ планируется 2 октября. После этого отправимся на недельные гастроли в Усть-Каменогорске. Здесь, конечно, встречаемся со сложностями, поскольку очень тяжело лично оповещать школы о том, что в город приезжает театр. Соответственно, мы не можем напрямую отправиться в школы, чтобы рассказать о себе и пригласить на спектакли – во внеурочное время, когда никого не отвлекаем от занятий. С такой проблемой, к сожалению, сталкиваемся повсеместно, и не только мы, – говорит Владимир Дроздецкий.

Многие зрители могли заметить, что теперь на печатной продукции театра появилась надпись PROSPECT THEATRE. У ТЮЗа – ребрендинг? Владимир Владимирович делится: в какой-то момент в театре решили, что бренд или слоган нужен все равно – о чем можно было бы любому зрителю сказать точно и просто. Никаких уставных документов в театре не меняют – он остается собой, но эта добавка, PROSPECT THEATRE, будет служить для удобства зрителей.

– Почему именно «проспект»? Во-первых, потому что театр находится на проспекте Республики. В переводе на государственный язык это слово – «даңғыл» – означает еще и «простор» или «широта», «гладкий» или «искусный», в английском – «перспектива». И еще один нюанс: «спект» на молодежном сленге означает спектакль. У нас молодежь, если никто не замечал, так постановки и называет. «На спект пойдем?» – и исходя из этого «про спект» – можно трактовать как «профессиональные спектакли» или «про спектакли». Слово – простое, нюансов и смыслов – много. Так что нас можно называть Темиртауский театр для детей и юношества «PROSPECT», – уточняет Владимир Дроздецкий.

А с приходом нового художественного руководителя Александра Чупина, который уже известен по спектаклю «Шикарная свадьба», театральная работа изменилась в лучшую сторону. Его Владимир Дроздецкй называет высокопрофессиональным и думающим человеком и очень благодарен Александру Валерьевичу за то, что он стал частью коллектива. Это тот случай, когда руководитель и художественный руководитель театра сходятся во многом, глядя в одну сторону.

В материале использованы фото автора,

фото из личного архива Владимира Дроздецкого,

фото Анастасии Киселевой

Анна Строкова

Ведущая программы "Твоё Кино" Ведущая вечернего шоу "Поехавшие" (ранее - "Примите Поздравления")

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button