Сегодня и завтра кинотеатрального бизнеса
Кинотеатрам быть! – в один голос заявили международные эксперты. В тонкостях работы и прогнозах индустрии разбирался корреспондент novoetv на на Almaty film festival.
Вадим Иванов – генеральный директор Universal pictures Russia – объяснил примерную схему кинотеатрального бизнеса. Продюсер или режиссер, который задумал снять фильм или уже в процессе, приходит к дистрибьютору и показывает синопсис ленты, ее характеристики, затем совместно разрабатывается схема работы – даты, время, количество и качество продвижения, а дальше вступает в игру кинотеатры, которые доставляют на определенных условиях фильм до потребителя. Многое в этом бизнесе построено на доверии: кинодистрибьютор получает сырую картину и обещания выполнить все по договоренности, так и кинотеатрам предлагается не всегда готовый продукт. Зритель тоже идет в кино, доверяя трейлеру и прокатчику: его ожидания могут превзойти себя или не быть оправданы. Прокат фильма подводит итоги проделанной работы: собранная сумма распределяется между всеми игроками (кроме зрителей). Доверие – основной принцип киноиндустрии.
Какой продукт легко продавать? Ясный, понятный зрителю, с примерными цифрами и желательно – успешным бэкграундом. Оценка кино всегда субъективна, но есть важные признаки качества дистрибуции. Важны внутренние условия кинотеатра: удобство, техническая оснащенность, дополнительные услуги, время и количество показов. Букер независимых кинотеатров из России Екатерина Бордачева отметила, что у участников кинобизнеса должны быть инструменты для отлаженной работы, правила должны быть понятны всем и прозрачны. В Казахстане закон “О кинематографии” принят только в начале 2019 года, поэтому пока правовые основы в сфере киноиндустрии только устанавливаются, потребуется время для их обработки. Ответственность перед партнерами, количество дистрибьюторов на рынке, конкуренция и прочее только предстоит решать, но в целом кинотеатральный рынок развивается хорошо в нашей стране. Это подтвердила Алия Бисимбаева – гендиректор сети кинотеатров Cinemax: в стране за последние 4 года количество кинотеатров выросло с 250 до 325, идет стабильное увеличение зрителей, цен и объемов.
В Казахстане 70-80 % лояльной аудитории в каждом кинотеатре, и они сами внутри регулируют соотношение кинопродукции – голливудское, отечественное, авторское. Например, в Алматы – более избирательные зрители, они любят умные и глубокие картины, а в Шымкенте хорошо смотрят казахстанское кино и франшизы. Правда, с отчетностью пока нет никаких решений. Cinemax первыми выступили с предложением к Министерству информации и общественного развития, чтобы обсудить разработку и внедрение системы отчетов. Сейчас студии предлагают дистрибьюторам “кота в мешке”, кинотеатры его покупают и никак не защищены в случае провала. Если будет прозрачная система оценки, можно будет апеллировать цифрами и решать вопрос.
Кинобизнес рисковый, ведь невозможно со 100%-ной уверенностью предсказать исход, подчеркнула и Изабель Глашан – представитель UniFrance в Китае. Спикер рассказала о рынке Поднебесной. Совсем недавно билеты в кино там можно было купить у кого угодно и куда угодно, но государство пришло в каждый кинотеатр и устроило дистрибуцию – стал возможным мониторинг картин. Однако, китайцы и здесь проявили смекалку: они зачеркивали названия фильмов и вписывали другое от руки. Затем появились онлайн-платформы по продаже билетов и сделали прозрачной систему. Около 80% билетов в кино в Китае сегодня продается через телефон, поэтому можно увидеть аудиторию: кто смотрит, что смотрит, когда, мужчина это или женщина, сколько зрителю лет и чем он занимается. Это позволяет формировать коммерчески успешный рынок. Важно также показать картину впервые в правильном месте и правильной публике. Изабель считает, что важный игрок – это пресса.
Как государство может помочь кинотеатральному рынку, рассказал Федор Соснов – заместитель исполнительного директора Фонда кино России. Снизить налоговую нагрузку, распространить информацию по разным каналам связи, создать условия, удобные для работы всех сторон – разработать систему. Положительный опыт киносмотрения вызывает положительную привычку у зрителя, поэтому нужно оправдывать его ожидания. Развитие отечественного кино – еще одна главная задача, ведь рынок не может вырасти за счет голливудского кино. Это – основа, а чтобы привлечь новых зрителей, нужно показывать национальные фильмы, наращивая лояльную аудиторию. Человеку важно видеть себя в кино, понимать, что какие-то трудности или успехи не только у него, есть масса таких же. Опять же, к отечественной продукции нужно относиться без фанатизма и не предлагать потребителю исключительно это кино. Государство создает продукт, но не участвует в его продаже, и здесь снова речь о доверии между рынком и государством.
Прогнозы у кинотеатрального рынка остаются положительными: кино – это не просто просмотр фильма, это еще и способ проведения досуга, с особой атмосферой и атрибутами. К тому же, кино остается искусством, на которое ходят любоваться, созерцать и обсуждать в компании. Индустрия будет меняться под запросы времени, но не умрет. Развитие онлайн-площадок не влияет на кинотеатры, потому что они существуют по разным правилам. Мерилом успеха картины остается кинопрокат. В Казахстане рынок в ближайшие 3-4 года будет формироваться по-новому и расширяться. Возможно, нам стоит собраться лет через 10 и еще раз поставить вопрос о выживании кинотеатров, а пока – бронируем места и идем в приятной компании на очередной авторский фильм!
Фото – пресс-служба AFF