На что жалуются казахстанцы, совершая онлайн-покупки в интернете
В условиях пандемии и ограничительных мер бурное развитие получила сфера электронной торговли и онлайн-услуг. И здесь нередко нарушаются потребительские права граждан, сообщает министерство торговли и интеграции.
Только в 2020 году в Комитет по защите прав потребителей обратилось 689 человек с жалобами на действия интернет-магазинов и недобросовестное оказание онлайн-услуг. В результате принятых мер потребителям возвращено 13,2 млн. тенге.
Чаще всего, по мнению руководителя управления анализа и мониторинга Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Алихана Шакенова, «причинами таких нарушений является низкий уровень правовых знаний и обязанностей в спорных ситуациях с продавцами».
- Обычно потребители жалуются на отсутствие возможности обмена или возврата товара, так как его заказ производился через социальные сети.
- Также казахстанцы сетуют на низкое качество товаров, отсутствие возможности проверить изделие до полной оплаты.
«К сожалению, имеются факты о намеренном уклонении продавцов от регистрации в органах государственных доходов. Приобретение товара у таких предпринимателей является риском потери денег. Как правило, именно эта категория продавцов сбывает товар ненадлежащего качества, без необходимой информации о производителе, продавце, сертификатах соответствия и т.д.», – рассказал представитель Комитета по защите прав потребителей.
Помимо нарушения потребительских прав, казахстанцы зачастую попадают на уловки мошенников. Основным полем их деятельности являются соцсети, через которые они предлагают различные товары и услуги.
На самом деле схема обмана проста – злоумышленники просят граждан направить предоплату, после чего не отвечают на телефонные звонки, а товар или услуга не поставляются.
В связи с этим, Комитет по защите прав потребителей просит при покупке товаров и заказе услуг в интернете придерживаться следующих рекомендаций:
- если вам предлагают их по цене значительно ниже рыночной, то следует попросить информацию о товаре (сертификат соответствия, свидетельства) и продавце (государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательства и тд.);
- покупать товар нужно только на официальных сайтах магазинов.
- не вносить предоплату за неоказанные услуги или неполученный товар;
- требовать у продавца товарный и фискальный чек.
Кроме этого, нужно искать дополнительную информацию в интернете о продавце, а также отзывы клиентов. При этом, наличие только положительных отзывов должно насторожить и вызвать сомнения. Доверять таким комментариям всецело нерационально. Они могут быть заказными или фиктивными.
«Будьте бдительны, берегите свои финансы, здоровье и повышайте правовую грамотность», – обратился к казахстанским потребителям специалист КЗПП.