
«Учиться: дома нельзя в школе» – где поставить запятую?
При поддержке Фонда Сорос-Казахстан на площадке АГ «КИПР» 13 сентября в Алматы эксперты обсудили тему альтернативного образования в Казахстане – «Учиться: дома нельзя в школе». Участникам экспертного обсуждения предложили поставить запятую в этом предложении самим.
Организатор Клуба достаточно хороших мам «Ку-кушка» Светлана Друзь выступила за домашнее обучение и рассказала участникам о международном опыте. Альтернативное образование – надомное, семейное, экстернат, дистанционное – доступно, в частности, в Канаде,США, России, Беларуси, Узбекистане, Украине, Австралии, Молдове, Японии, Австрии, Чехии и ещё нескольких европейских странах. Но в Швеции и Германии такого образования нет.
С Казахстаном же все сложнее: альтернативное образование не разрешено и не запрещено, для него нет попросту нет соответствующего закона.
Друзь полагает, что обучение на дому в Казахстане следует разрешить, ведь по результатам исследований дети, обучающиеся дома, более счастливы и уверены в себе, и к тому же лучше подготовлены к самостоятельной жизни. Однако Светлана добавляет, что право на домашнее образование не следует давать всем подряд – при всех плюсах здесь кроются и опасные возможности насаждения радикальных идей.
Что касается положительных моментов, то Друзь считает, что домашнее образование решит не только проблему переполненности классов, но и позволит сберечь бюджет многодетных и просто малообеспеченных семей, сделает детей здоровее, да и объяснить материал одному ребенку гораздо легче, чем целому классу. К тому же ребёнок будет комфортно жить в удобном для него ритме, не теряя крепких взаимооотношений в семье. Домашнее обучение для государства может поспособствовать снижению образовательной миграции, повышению образованности населения, формированию независимости мышления и сознательности, и, конечно, снижению нагрузки на школы и госбюджет.
Главный эксперт Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Шолпан Касымова с необходимостью обсуждать вопрос альтернативного образования полностью согласна. Но снова проблема в законодательной базе. Такая возможность в ней прописана для детей с ограниченными возможностями, однако про здоровых детей Шолпан Касымова ничего точно сказать не смогла.
Депутат Мажилиса Ирина Смирнова внесла ясность. По её словам, в Административном кодексе РК прописано: родитель должен обеспечить своему ребенку посещение школы, все прочее – незаконно и карается штрафами.
Учителя и завучи, присутствовавшие на обсуждении, критикой родителей в адрес школ недовольны: они считают, что у них достаточно возможностей для того, чтобы дать хорошее образование детям. А всё остальное дадут кружки и секции.
По словам Светланы Друзь, в Алматы есть как минимум три родительских сообщества, занимающихся обучением своих детей на дому.
На вопрос советника по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликовой “как эти родители решают проблемы с документами?” Светлана ответила, что детей дистанционно в российских школах, которые выдают им российские аттестаты, либо просто покупают казахстанские. По мнению Светланы, узаконивание домашнего обучения – это еще и метод борьбы с коррупцией.
Противники альтернативного обучения тоже привели массу доводов: как такое образование контролировать, не вырастим ли мы армию инфантилов, будет ли объективной оценка знаний, полученных им дома?
Все обсуждения привели к тому, что законодательная база для альтернативного обучения в Казахстане нужна в первую очередь. И для её создания будет сформирована рабочая группа, в которую войдут также и родители.
Фото с сайта theopenasia.net.