Бешпармак по-английски

Бешпармак по-английски. Chapter V.

Хеллоу аллейкум!

Сегодня воскресенье, и я опять знакомлю своих соотечественников с жизнью на острове Ляззат апай, называемому Британия. Тема сегодня интересная – общественный транспорт. На чем, как и за какую цену передвигаются англосаксы в тумане.

Для начала коротко опишу вам город, чтобы были понятны расстояния и другие масштабы передвижения. Ньюкасл апон Тайн является пятым по величине городом Великобритании. Город одно- и двухэтажный. Есть несколько высотных домов, не более пятнадцати 20-этажных. Социальное жилье. Население составляет 250 000 жителей в самом Ньюкасле и порядка 500 000 жителей в Newcastle area, привычные для нас города-спутники типа Шахтинска и Темиртау в Караганде, Косши и Александровки в Астане или Талгаре в Алматы. Тем не менее, это все – жители Ньюкасла. Эдакая смесь районов города и пригорода одновременно.

Карта Ньюкасл ареа

На фото видно, что территория большая, сравнима с Карагандой. Ведь в одном микрорайоне в 9-этажных домах поместится все население 5-ти районов Ньюкасла, застроенных «таунхаусами» и особняками.
Как и во всех городах мира, вся работа сконцентрирована в центре города, и «центровские» ежедневно могут ныть о «понаехавших», мешающих жить «коренным».
Каким путем добираются до работы жители пригородов и спальных районов, если не ездят на личном транспорте? Есть три варианта, это – метро, автобусы и такси. Рассмотрим особенности каждого из них.

Метро

Жителям Казахстана не с чем сравнить работу одного из самых удобных видов городского общественного транспорта. Лишь Алматы может похвастать наличием метро. Но пока оно настолько мало, что используется просто как туристический аттракцион и место для селфи. Каждый гражданин, прибывая в Эйпл Сити, считает своим долгом посетить метро. Здесь не так.

Станция метро Chillingham road

Метро функционирует успешно, соединяя побережье, город Тайнмаус, правобережный Гейтсхед, и аэропорт. Две линии, позволяющие достигнуть практически любой точки города, в шаговой доступности. Цена проезда кусается, как, впрочем, и все здесь, если пересчитывать на тенге.
Оплата проезда поделена на зоны, от которых зависит стоимость. Минимальный взрослый билет по одной зоне, например А, стоит 2,4 фунта в одну сторону. Удобнее и дешевле брать в оба конца сразу, тогда цена будет 3,40 фунта, что выгодно. Детский билет стоит 1,40 фунта, в оба конца – 1,90. Курс фунта к тенге 1 к 405, вот и считайте.

Велопарковка

Приключения в метро случаются. Как-то ехали с моим однокурсником-сомалийцем по имени Абу Бакр в центр города. Сели в метро, никого не трогаем. Общаемся знаками и мычанием, думая, что на английском, и понимаем, что очень шумно в вагоне. Обернувшись, увидели толпу фанатов футбола. Веселая компания мужчин и женщин, возраст которых от 2 до 70 лет, ехала на матч! Раздавались шумные речевки, песни и прочие пляски диких фанатов. Мне стало страшно. Я смотрел фильмы о футбольных хулиганах, но сын сомалийских пиратов успокоил меня, объяснив, что они безопасны и не тронут, если на нас нет футболок «Манчестера» или «Челси».
Кстати, команда нашего города называется «Ньюкасл Юнайтед». В общем, подвывая песни, мы добрались до города мирно, но очень эмоционально.

Лифт и кнопки помощи в метро

Вернемся к метро. Все станции оборудованы пандусами или лифтами для пожилых и инвалидов. Везде есть кнопки тревоги и вызова такси. Возле каждой станции расположена парковка для автомобилей и велосипедов. Турникеты только в центре, соответственно, проехать зайцем не проблема, но! На линии периодически контролеры, а штрафы от 60 фунтов, и на месте не договоришься. Не пробовал и не планирую ездить зайцем. Тут мой намыс крепок! Лучше пешком.

Автобус

ООО! Автобус поистине стал моим любимым видом транспорта! Удобные, красивые двухэтажные автобусы, оснащенные Wi-Fi. Ездят, конечно, с нарушением графика, так что тут мы похожи, но это единственное, что есть общего у наших автопарков! График отправления висит на каждой остановке, но смотреть на него – только нервы портить. Частое явление, когда четыре (!) автобуса одновременно приезжают на остановку, а потом – долгое ожидание. Эта проблема есть, и она напоминает о Родине! В целом же благодаря конкуренции передвигаться гораздо легче.

Остановка. Обратите внимание, как удобно: закрытая сторона обращена к дороге. Вас не обрызгают.

В городе функционируют три автопарка, все частные: «Go North East», «Arriva» и «Stage Coach». Цена устанавливается государством, по километражу. Сколько едешь, столько платишь. Минимальная стоимость проезда из спального района в центр города составляет 1,40 фунта, но у компании «Stage Coach» 1,90 фунта, так как их маршрут охватывает все переулки спальных районов.
Существует три вида маршрутов: простой, экспресс и «shuttle». Простой понятен: едет по утвержденному маршруту, экспресс имеет меньшее количество остановок, соединяет пригороды с центром, а «шаттл» используются для поездок в аэропорт и торговые центры. Например, от станции метро «Гейтсхед» ездят несколько «шаттлов» в «Метроцентр» – крупнейший в Англии «шопинг молл», фактически Торговый город. Стоимость шаттла практически не отличается от простого маршрутного автобуса, экспресс на 20-30% дороже, но и расстояние большее.
Маршрутные автобусы на 95% двухэтажные. Очень удобно и комфортно. Наверх ведет лестница, достаточно крутая, поэтому пожилые люди предпочитают первый этаж, оставляя второй молодежи и туристам. «Шаттлы» и экспрессы чаще одноэтажные, заполняются только сидячие места.

Информационный монитор в автобусе

Каждый автобус очень удобен для инвалидов и пожилых людей. Все автобусы имеют места для колясочников и для детских колясок. Автобусы имеют низкую посадку, что позволяет без посторонней помощи колясочнику попасть внутрь.
Часы пик и прочие «траффики» не особо мешают движению. Выделенная линия только для общественного транспорта не занимается никем. Автобусы и такси могут ездить спокойно. Ни один джигит с фиксами не позволит себе занять «выделенку» – штраф такой, что дешевле подождать! Вспомните Астану и Алматы в часы пик? Гарцующие южные мачо, водители со свесившимися из дверей кондукторами, лавируя между «нексиями», пытающиеся обогнать всех. Здесь удобнее ездить автобусом: тихо и вовремя прибудешь.

Экспресс на выделенной линии

Кондукторов и прочих зазывал не существует. Дверь в автобус одна, спереди. Никто не толпится, спокойно проходят и обилечиваются. Билеты продает водитель, входишь и называешь свою остановку, он называет сумму, платишь, берешь билет – и вперед. Автобус не трогается, пока все не усядутся. Такая вежливость. Все водители в униформе, опрятны и приятны. Никто не слушает Кайрата Нуртассона, и вообще не слушают музыку!
По поводу звуков в транспорте здесь вообще хорошо: едешь в тишине и покое, единственное, что нарушает тишину – это объявление остановок. Все автобусы оснащены мониторами, на которых пишется название остановки, и приятный голос в динамиках сообщает: «Выходи, дорогой, приехали». Контролеры присутствуют. За полгода пребывания встречал их два раза.
Веселый нюанс. Помимо «вайфая», внедряемого и у нас, в автобусах есть розетки! И они даже работают! Также утром можешь почитать газету, распространяемую бесплатно: при входе стоит лоток, наполненный свежей прессой. Кнопки «стоп» не для развлечения детей, как у нас, их нужно нажимать перед своей остановкой, иначе водитель не остановит, и ты поедешь дальше, в неведомое.

Розетка в автобусе

Такси

С такси все прозаичнее. Есть автопарки и «Uber», также объединенный диспетчерскими службами. Все машины оснащены счетчиками. Плата за километр составляет около 1,5 фунтов. Чаевые приветствуются. Машины соответствуют требованиям безопасности. Чистые. Ухоженные. Нельзя курить нигде! Водитель откроет дверь, поможет с сумками. Музыка – только с разрешения пассажира.
Таксисты в основном вежливы, но есть и родственные нашим «бомбилам», которые любят поговорить, рассказать, что «раньше лучше было». Вообще водитель такси одинаков везде. Все временно работают, все с Оксфордом и Кембриджем, просто в «академе» лет на 40.

Автобус в тумане

Пример. По прилету с каникул, взял такси в аэропорту. Никто не вырывал сумку, никто не орал в лицо «эээ, братищке, пашли ко мне, я довезу, по пути попутчика возьмем!». Чинно подъезжали машины, водители брали сумки и помогали сложить багаж. Сажусь в такси. Едем. Водитель, похожий на певца Скэтмэн Джона из 90-ых, решил поговорить:
– Вер ю фром, косоглазый?
– Я фром Казахстан, если знаешь, мой бледнолицый друг.
– А где это?, – спросил меня Джон.
– Бывшая советская кантри – мишки, балалайки, Горбачев – только азиаты.
– Аа, понял, а чо приехал сюда, брекзит тебе в печень? Гастарбайтер небось, у честных белых парней работу забирать? Понаехали всякие, нужно вам геноцид устроить!
Я немного опешил от экспрессии друида и выдал следующее:
– Слышь, скинхед недобитый, мы сюда учиться приехали, и мой говермент твоему столько денег забашлял, что мне потом 5 лет отрабатывать.

Рейлкарт – скидочная карточка для путешествия по железной дороге

И вот тут случилась метаморфоза! Таксист затрясся, у него стали появляться фиксы, Мерседес превратился в Нексию и он начал спич:
– Вот всякие косоглазые приедут в универы, морда твоя богатая, а честный таксист 24/7 трудится. Всех вас расстрелять, буржуи и тунеядцы!..
И прочий подобный бред в стиле Шарикова из «Собачьего сердца».
Дальнейшая поездка протекала в духе фильма «Брат-2». Таксист был явно родственником таксиста из фильма: ругал меня, правительство Британии, лично Ее Величество Королеву, допустившего меня в страну. Я надел наушники и молча смотрел на него в зеркало, периодически улыбаясь. Ибо сказано: улыбайтесь, это всех раздражает.
Так что многое у нас схоже, особенно в такси.

Проездной и лайфхаки

Удобнее всего приобрести проездной, который облегчит жизнь и в разы сэкономит деньги. Существует несколько вариантов.
1. Общий проездной на все виды транспорта. Автобус, метро плюс другое, что есть в вашем городе. У нас такой на три автопарка и метро стоит около 500 фунтов в год. Один раз оплатил, и катайся хоть круглосуточно.
2. Проездной на три автопарка. Стоимость 380 фунтов в год. Также без ограничений.
3. Проездной только на один автопарк. Стоимость 230 фунтов в год. Не совсем удобно, потому что нужно ездить только маршрутами одного автопарка, зато экономите больше 100 фунтов!
4. Транспорт ездит до полуночи. Самое позднее время моего проезда было 23:30. Добрался
спокойно. Без эксцессов. Уточняйте график сразу.

Проездной

5. Студентам предусмотрены скидки на проездные. Вообще, нужно в университете сразу узнавать, где и как получают скидки по студенческому билету. Экономите везде – от парикмахерской до автобусов.
6. Для передвижения по стране сразу купите себе «railcard»! Окупается с первой поездки. Мы приобрели семейную карту за 30 фунтов (благодаря скидкам) и их покупкой билетов в Эдинбург. Можете экономить 30% на каждом путешествии. Вариантов таких карт много: семейные, одиночные и пр.
Подводя итоги, можем отметить, что автобусы здесь лучше, а таксист… он и в Англостане таксист.
До встречи в следующее воскресенье, где я расскажу о продуктах и продуктовой корзине в целом. Удачной недели!

Искренне ваш, англоакын Талгат.

Почта для обратной связи – anglakyn@gmail.com

Глоссарий талгато-русского диалекта:

Ляззат апай – Королева Елизавета

Таунхаус –как правило, двухэтажный дом на несколько квартир

Эйпл Сити – город яблок, Алматы

Намыс – гордость

«траффики» – транспортные пробки

«бомбила» -частный таксист нелегал

вер ю фром – откуда ты

говермент – правительство

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button