Образование для всех: как предотвратить выбытие детей из школ в Казахстане
Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане провело конференцию в Нур-Султане по совершенствованию системы раннего предупреждения выбытия из школ для детей с особенными потребностями. Участники обсудили содержание Программы, их применимость в школах и возможность обмена опытом.
В Казахстане охват образованием детей с особыми потребностями растет, однако более 14 000 детей школьного возраста с инвалидностью и специальными потребностями по-прежнему обучаются на дому, что ограничивает их социализацию.
На конференции были предоставлены результаты пилотного проекта Программы по совершенствованию системы раннего предупреждения выбытия из школ с особым вниманием на детей с особыми образовательными, социальными, эмоциональными и поведенческими потребностями.
По итогам программы отметили такие результаты:
- Широкую осведомленность преподавательского состава пилотных школ о факторах «выбытия». Наиболее часто выявляемыми факторами риска выбытия были низкая посещаемость и плохое поведение;
- Важность ведения записей в социальных паспортах. В некоторых школах действует политика обновления социального паспорта каждый квартал, в других – два раза в год. Регулярные обновления (например, ежемесячные) в социальном паспорте были бы полезной стратегией для мониторинга данных для внутреннего использования в школе, а также в Национальной образовательной базе данных;
- Наличие системы мониторинга и записи непосещений для инклюзивного образования. Результаты пилотного проекта позволяют предположить, что важность включения в школу детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью в различных областях возросла для всех участников, особенно среди учителей;
- Необходимость общения между школами и родителями детей из группы риска.
«Дети, которые не ходят в школу, относятся к самым социально незащищенным группам населения. Каждый ребенок должен иметь доступ к качественному образованию и получить среднее школьное образование. Мы со своей стороны готовы оказать содействие в совершенствовании системы и включения всех детей в процесс образования. Хотелось бы поблагодарить наших партнеров и международных экспертов, которые участвовали в программе», – заключил Представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен.