КиноКультура

«Занимаюсь тем, что люблю»: как прошел эфир с режиссером казахстанского фильма «Взаперти» Олжасом Баялбаевым

С 14 сентября в казахстанских кинотеатрах начался прокат триллера «Взаперти», снятом Олжасом Баялбаевым, которого многие ценители отечественного кино могут знать по серии короткометражек «ГОК». Команда программы твое «Твоё кино» на «Новом телевидении» долго ждать не стала – и пригласила Олжаса в эфир. Поговорили, кстати, не только о фильме «Взаперти», снятом по книге современного казахстанского автора Александра Мендыбаева.

Многие могли услышать об Олжасе Баялбаеве после выхода картины «ГОК». Она была выпущена в прокат как полнометражный фильм в 2023 году, а ранее вышла несколько лет назад – но как мини-сериал из четырех серий. Сейчас они все доступны в сети, а полнометражный фильм выпустили, чтобы с этой историей ознакомились еще больше зрителей.

Лента рассказывает попытке захвата и продажи за рубеж богатого месторождения полезных ископаемых в Северо-Казахстанской области. По сюжету бизнесменам из Китая предлагают продать казахстанский ГОК. Олигархи, мелочные чиновники, пугливые судьи – каждый из них получает со сделки свою долю, однако один из них задается редкими для чиновника вопросами: «Зачем продавать Родину?», «Сколько она стоит?». У фильма звездный актерский состав: в главной роли – Еркебулан Дайыров, на втором плане – Жан Байжанбаев, Азиз Бейшеналиев, Сергей Уфимцев, Елжас Рахим, Азат Сейтметов, Анатолий Креженчуков и Данагуль Темирсултанова.

«Я хотел заниматься тем, что мне нравится»

Олжас Баялбаев с детства увлекается игрой на домбре, и в определенном смысле это стало точкой отсчета в его карьере.

В третьем классе юный Олжас отправился в кружок игре на домбре, но занятия прервало резкое отношение учителя. Позже он увлекся брейк-дансом и посещал Дворец школьников – там-то и вновь услышал домбру: в одном из залов синхронно играли восемь человек. Олжас был очарован этой музыкой и возобновил занятия, а потом и сам выступил на концерте домбровой музыки. Тогда с ним была мама – изначально она не знала о выступлении сына, но очень обрадовалась. Олжаса отдали в музыкальную школу.

– Всю мою жизнь инструмент со мной, где бы я ни был – играю на мероприятиях, где это возможно. Профессиональным музыкантом при этом себя не считаю – консерваторию не оканчивал, но навык наращиваю, несмотря на то, что мне уже 33, – признался  режиссер.

В 2009-2010 годах Олжас Баялбаев жил в Нью-Йорке, и однажды узнал о приезде туда своего знаменитого тезки, общественного деятеля и автора Олжаса Сулейменова – и захотел выступить на приеме, сыграв на домбре. Связался с организатором встречи – сотрудником Колумбийского университета Рафисом Абазовым, которому пришлось заранее доказать свое мастерство. В итоге будущий кинорежиссер получил карт-бланш на музыкальное сопровождение встречи. Встреча с Сулейменовым дала Баялбаеву невероятный заряд энергии, принесла массу новых знакомств и возможностей. Одной из таких, кстати, стала работа в Консульстве Казахстана.

– В какой-то момент я решил поступить в университет, мне дали рекомендацию на программу «Болашак». Я в глубоком детстве хотел стать поваром – готовить умею и люблю, но всю жизнь не любил учиться, никогда не делал домашнее задание и был самым главным специалистом по списыванию. В США я попал еще в 2008-м – а там граффити, рэп-культура, мне это очень нравилось. Через три месяца после приезда в Штаты понял, что с поступлением в вуз опоздал. Я не хотел улетать обратно в Казахстан, а в вузы США нигде уже не принимали… В общем, мы с другом поступили в университет Трентона. Попали в гетто, где люди живут на пособие и не работают. Там я читал рэп. Когда пришла пора поступать в колледж, мой уровень оценок был нижайший – мне сказали, что это конец. Единственная моя хорошая оценка была по специальности «Актер театра». Комиссия мне сказала, что через два месяца я должен буду покинуть страну. Поэтому за этой встречей последовала работа грузчиком фургонов с другими казахстанцами. В тот момент я подумал: почему не занимаюсь тем, что мне нравится, что по-настоящему люблю? Я хотел веселиться, я хотел радоваться. И кинорежиссура могла мне все это принести. В New York Film Academy я поступил как раз по «Болашаку». Позвонил маме, чтобы в этом признаться, – поделился Олжас.

Мама в тот момент не знала, что ее сын не обучается в вузе и собирается поступать в киношколу. Будущий режиссер очень переживал о том, что она скажет.

– Для мамы это, конечно, было неожиданностью, но она призналась: «Сын, я готова ради твоих стремлений даже продать квартиру и сделать все, чтобы ты исполнил свою мечту», – рассказал Олжас, которого очень тронула поддержка мамы.

О кино

На вопрос о предпочтениях в казахстанском кино Олжас Баялбаев твердо отвечает: любимые фильмы – есть. И первым называет «Подарок Сталину» Рустема Абдрашева 2008 года. События ленты происходят в 1949 году во время очередной волны репрессий: Иосиф Сталин отмечает семидесятилетие, а в Казахстане проводят первое испытание советской атомной бомбы. А в казахской степи, в железнодорожном составе среди трупов ссыльных путевой обходчик находит живого ребенка и забирает его в аул.

– Отмечу и картину Олега Дворцевого «Тюльпан», «Шиза» Сергея Бодрова-старшего. Из более современного подчеркну «Умри или вспомни» Ернара Нургалиева, – делится Олжас.

Что касается работы режиссером – эта работа, признается Олжас, предполагает ежедневную победу над чем-то. Порой та или иная сцена видится четко – но ее приходится трансформировать, искать детали, которые ярче передадут все на экране. В любом случае, резюмирует, это и поиск компромиссов, где нужно.

– А вообще я кайфую от всего – обожаю свою работу! Профессия режиссера – она как магия. Мы приходим на площадку, отдаемся этой магии. Конечно, есть люди, на чье мнение ориентируюсь: это очень близкие друзья. Они сразу скажут, если что-то не так. Мой самый главный критик – это моя супруга Нургуль Нусипжанова, но еще более жесткий критик – это я сам. Всегда понимаю, где мог ошибиться или «не дожать», – рассуждает режиссер.

Казахстанский зритель, добавляет Олжас Баялбаев, очень разный. Но его подход таков: не снимает того, что не смотрел бы сам. И именно поэтому его картины всегда находят свою аудиторию.

«Взаперти»

Олжас Баялбаев перечисляет любимые триллеры: «Нечто» Джона Карпентера, «Мама» Гильермо Дель Торо, «Ужасы Амитивилля», «Сем демонов Эмили Роуз», серия лент «Заклятие», «Астрал».

А по сюжету его триллера «Взаперти» двое знакомых людей — Кема (Елизавета Юрьева) и Макс (Роман Жуков) оказываются на семейном торжестве в странной старой квартире. Только, на праздник пришли не совсем обычные квартиранты. Как и очевидно из названия, выйти из хрущевки у них не получается, а вместе с жуткими призраками на поверхность всплывают и собственные призраки прошлого. Получится ли у ребят спастись и не сойти с ума? Или они останутся здесь навечно? Те, кто читал первоисточник – книгу «Квартиранты» – не будут разочарованы хотя бы тем фактом, что финал фильма отличается от книжного.

«Взаперти» был снят студией QARA в 2021 году, продюсером выступил Еркебулан Куришбаев. На счету студии также фильмы «Зере» (2021) Даурена Камшибаева и «ҚАШ» (2022) Айсултана Сеитова. Композитором фильма «Взаперти» стала Дана Зулпыхар – а музыка здесь действительно сильная, не говоря уже о звуках, которые только дополняют атмосферу, усиливают ее и собственно напряжение в кадре. При этом цветокор у ленты ламповый, играющий на руку зловещим событиям, которые случаются с персонажами. В целом же картина смотрится так, будто снята она по всем заграничным канонам – и поэтому со своей задачей напугать зрителя и донести другие важные мысли справляется отлично.

Еще в августе этого состоялась презентация книги Александра Мендыбаева «Квартиранты», по которой фильм «Взаперти» и снят. Это редкий случай, когда к моменту презентации книги по ее мотивам уже на тот момент готовился к выходу на большие экраны полнометражный фильм.

– Помню, когда мы завершали сценарий, наш сценарист Сабина Тусупова рассказала об Александре Мендыбаеве и его книге в жанре хоррор – ее можно было адаптировать для кино. Я заинтересовался – прочитал. Прочитал взахлеб – за одну ночь, она очень крутая, я попросил встречи с автором. На встрече пожал ему руку и сказал: «Александр, никому не отдавайте свою книгу: я сниму по ней кино, это будет наш с вами фильм». Он согласился, – рассказал Олжас Баялбаев.

Пугать зрителя – не просто. Каково было режиссеру? Олжас уточнил, что фильм в таком жанре был для него дебютным. Пугать зрителя в первый раз – сложно: непонятно, страшно ли все получилось, и поэтому пугать, отметил, важно еще на сценарном этапе.

– Если в сценарии нужные детали не прописаны, во время съемок может быть поздно экспериментировать и что-то дополнять. Надо сказать, что книга «Квартиранты» – страшная, но и приключенческая, это не классический хоррор. А пугать мне определенно понравилось – так что буду продолжать, – рассуждал Олжас.

Конечно, без курьезов на площадке не обошлось – но они тоже нетипичные. В фильме есть сцена под дождем на трассе, в которой снимался Роман Жуков. Ее снимали в середине ноября, на деревьях – изморось. Роман – босиком, мерзнет, его обливают водой, а сцена – не работает…

– Мы сделали 11 дублей, и в какой-то момент актер попросил нашего продюсера Еркебулана Куришбаева остановить меня. Он сказал Роману, что не может влиять на режиссера… Еркебулан в какой-то момент даже ушел с площадки, чтобы не нервничать. В очередной раз я по рации говорю: «Будет дубль». Продюсер отвечает: «Не будет никакого дубля», – с улыбкой рассказал Олжас. – Такая ситуация еще раз показала власть продюсера на съемках. Конечно, Роман на следующий день заболел, а в дальнейшей сцене его… заставили бегать по парку.

Квартира, в которой происходит история с Кемой и Максом, восьмикомнатная, и конечно, при просмотре возникает вопрос, где ее нашли, да еще и оформленную по всем канонам традиционного чисто советского интерьера. Каждая деталь, каждая картина и ковер подчеркивают его.

– Одна из наших художников-постановщиков, Юлия Кравченко, работала над квартирой для фильма. Но это не квартира как таковая: это декорации на студии «Казахфильм» имени Ш. Айманова. Что касается деталей интерьера – картин, ковров, мебели, других мелочей – это мы днями и ночами искали через знакомых, на маркетплейсах, кое-что из реквизита предоставила сама киностудия, – поделился режиссер. – В фильме есть сцена, когда герои бегут по комнатам, а съемка происходит сверху. Мысль об этом пришла в последний момент. Я спросил, можно ли как-то пустить камеру по потолку, чтобы она передвигалась, словно на рельсах – как обычно делается, если съемка происходит с земли. «Как?! Когда ты хочешь это сделать, мы же уже скоро снимаем!», – сказали мне. Мы пригласили человека, который снимает с дронов – у него был большой дрон, и в итоге с него мы эту сцену и снимали. Думаю, удалось добиться желаемого эффекта.

Какую мысль «Взаперти» стремится донести до зрителя? Олжас Баялбаев резюмировал: здесь речь идет и о мести, и об агрессии, но самый главный ингредиент ленты – это любовь. Потому что она – и это будет понятно в финале – спасет всё и всех. Конечно, базирующийся на страхе сюжет бесспорно привлекает, но вывод таков, что в этом жестоком и порой ужасающем мире только любовь может противостоять всему остальному.

А дальше – снова кино

Творческие планы у Олжаса Баялбаева любопытные: в жанре хоррора режиссер работать продолжит. Тем более что у Александра Мендыбаева – а он работает юристом и в свободное время пишет книги – есть и другие издания. В частности, Олжас рекомендует «Молох Ведьм». На ее основе уже написан сценарий, и режиссер вместе со своей командой собирается снимать ленту в Луизиане в США – сейчас кинематографисты в поисках бюджета.

– Второй проект, над которым мы будем работать зимой следующего года в Таиланде – это тоже фильм ужасов о тайских духах. Мы тоже ищем инвесторов для ленты. Надеюсь, все сложится, – поведал Олжас Баялбаев.

Фото из личного архива Олжаса Баялбаева

Фото @vzaperti.film

Анна Строкова

Ведущая программы "Твоё Кино" Ведущая вечернего шоу "Поехавшие" (ранее - "Примите Поздравления")

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button