Юбилейная персональная выставка Мадихана Калмаханова действует в Караганде
До 24 ноября в карагандинском областном музее Изобразительного искусства действует персональная экспозиция Мадихана Калмаханова «Поиски, пути, решения». Выставка и отчетная, и юбилейная: она приурочена к юбилею художника, которому 2 ноября исполнилось 50.
Мадихан Калмаханов родился в семье Сейтмахана Калмаханова и относится к известной династии художников: его родные братья Тайхан и Айдархан – также известные люди в сфере искусства. Он окончил факультет станковой живописи Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, а творческий путь начал в 1991 году. Произведения Мадихана Калмаханова хранятся в фондах музеев и частных коллекциях Казахстана, России, стран СНГ, Германии, Франции, Кипра, США, Израиля. Он сотрудничает с галереями разных стран, через которые приобретаются его работы, за его плечами – персональные выставки за рубежом. Кроме того, он – член Союза художников РК, член-корреспондент Академии Художеств РК, участник зарубежных, республиканских, областных выставок и симпозиумов профессиональных художников, а также преподаватель кафедры Изобразительного искусства и дизайна Карагандинского университета имени Е.А. Букетова.
Говоря о работах своей новой персональной выставки в Караганде, художник уточнил: экспозиция – больше отчетная, и для нее он постарался выбрать и более ранние работы, и более поздние – текущего и прошлых годов. В итоге экспозиция «Поиски, пути, решения» собрала 77 произведений, начиная с 1997 года и до сегодняшнего дня.
В выставочных полотнах Мадихана Калмаханова – теплая пушистая зима, эпические истории, стремительные скачки, летняя степь, яркий август, где герои картины пробуют свежие дыни и арбузы. Нынешней осенью с ее переменчивой погодой таких теплых сюжетов действительно не хватает. С портретов зрителю улыбаются апашка, внимательно смотрят сам автор работ, его отец, братья и мама. Ранее экспонируемые произведения на персональной выставке художника зазвучали по-новому. И цвет здесь играет большую роль – даже если на картине написаны сумерки или полутемное помещение ведуньи, готовящей эликсир молодости. Цвет подчеркивает нежность и чувственность работ, где главные героини – женщины: это «Невеста», «Таинство», «Пробуждение», «У водопада», «Ожидание». Некоторые картины располагаются на мольбертах: среди таких – «В мирном небе Казахстана» с воздушными шарами.
Увлекательно разглядывать работу «Мамин натюрморт»: здесь автор поработал с большим количеством краски из тюбиков, чтобы полнее передать объем цветов в вазе, окруженной свежими яблоками.
«Академическая или реалистичная живопись, работы декоративного плана – к каждой теме, которую затрагивал на протяжении всей своей деятельности, я подходил не просто с точки зрения красоты, а чтобы передать художественный образ. Важно, чтобы в произведении была ценность именно изобразительного направления – а зритель, глядя на ту или иную картину, понимал: именно в этом решении она наиболее выигрышна. Да, возможно, впечатления от выставки у публики будут разные, но все мои работы – от сердца», – поделился Мадихан Калмаханов.
Участвовать в выставках, к слову, он начал еще в студенческие годы, когда учился в республиканском художественном колледже в начале девяностых. Тогда художник сделал первую выставку акварельных работ, созданных по сырому. Готовился тщательно, сильно переживал – выставка прошла на ура: и педагоги, и руководство колледжа похвалили юного Мадихана за творческие дерзания.
Во время учебы на первом курсе Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова карагандинец представил свои полотна на конкурсе среди студентов. Руководство кафедры, а впоследствии и вуза, высоко оценило его мастерство: важно было, чтобы автор не просто работал академически, но и творчески подходил к созданию произведений.
«Я начал больше общаться с молодыми художниками Алматы, участвовал в выставках молодых авторов республиканского уровня – например, “Жiгер”. Такие экспозиции проводились в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева, для них проходили предварительные отборы – выставкомы. Да, не обходилось без жесткого отбора, но это нормально для таких процессов. Так начался мой творческий путь в Алматы», – рассказал Мадихан Калмаханов.
Приезжая в Караганду на каникулы, тоже старался участвовать в выставках – как молодых авторов, так Союза художников вместе с профессионалами. То было начало девяностых, а вернувшись в родной город после окончания вуза, отправился в Астану на первый республиканский фестиваль «Шабыт», где взял первое место. Это была весомая награда для и новый импульс продолжать творить. Мадихана Калмаханова пригласили на работу в КарУ имени Е.А. Букетова, и 18 ноября исполнится 27 лет его педагогической деятельности.
«Наш студенческий поток каждый год разный. Абитуриенты, будущие художники, все по-своему талантливы. И раз они решили поступать к нам – значит, у ребят есть основа, стремление, а это очень приветствуется в творческой среде. В то же время, те, кто поступает в вуз после художественных школ, более подготовлены. Но среди поступающих есть и те, кто ни разу не держал в руках карандаш, хотя у них есть желание учиться – и с ними тоже интересно работать, у них свой взгляд. Среди моих выпускников многие нашли себя как в педагогической деятельности – работают в художественных школах и студиях, так и в исключительно творческой», – делится Мадихан Калмаханов.
В Союз художников его пригласили после республиканского фестиваля «Шабыт» когда, ему было 25: рекомендацию Мадихану Калмаханову давали такие известные коллеги, как Вениамин Шамшин, Андрей Осипенко, Мурат Калкабаев. К сожалению, сейчас многих мэтров уже с нами нет, но и среднее поколение, и молодое поколение Союза художников стараются поддерживать творческую линию объединения, говорит автор.
В течение всей своей жизни человек, кем бы он ни работал, получает опыт и приходит к собственным осознаниям. Мадихан Калмаханов делится: пятьдесят – это уже не начало, ибо начало уже случилось, но такой возраст описывает как очередной этап развития.
«Так или иначе, многое переосмысливаешь. Возможно, становишься более цельным в плане того, что не обращаешь внимания на какие-то мелочи. В своих работах стараюсь выделить главную идею – исследую ее, ищу к ней подходы, где-то использую широкий мазок, мастихин, большую густоту краски. Это важно, чтобы произведение стало более выразительным и передавало состояние, в котором я находился, создавая его», – признался Мадихан Калмаханов.
И зрители, и коллеги это ценят: о художнике всегда отзываются тепло, а его авторитет в сфере искусства высок. Он пишет пейзажи, сюжетно-тематические картины, портреты. Основную смысловую нагрузку в его полотнах несет цвет, а декоративный эффект в его живописи усиливает звучание образа. Карагандинский профессор и искусствовед Лариса Золотарева не раз отмечала: Мадихан – подлинно национальный художник нового поколения, верный традициям мастеров.
Фото автора
Фото из личного архива
Мадихана Калмаханова