Вчера, 22 мая, в Алматы стартовал XVI Евразийский медиа форум. В первый день делегатам и визитерам показали 7 тематических мастер-классов, передает novoetv.kz.
Открывал первый день форума мастер-класс французского журналиста, основателя образовательного сервиса “News-Decoder” Нельсона Грейвса по экологической журналистике. В своем выступлении спикер отметил, что тема экологии в последние 5 лет стала не просто актуальной в связи с загрязнением природы и крупными природными катаклизмами, но и модной. Широкое освещение экологических проблем и постановка их на самом высшем уровне позволяет решать (или продвигаться в решении) многие вопросы сегодня. Например, проводить серьезные исследования, выдавать статистику, и здесь важная роль СМИ – хорошо разобраться в проблеме и передать информацию читателям или зрителям простым, понятным для них языком. В Казахстане после ЭКСПО-2017 много ресурсов задействовали в экологические проекты: в школах введены экологические часы, строятся солнечные и ветряные электростанции (Алматинская, Кызылординская, Акмолинская и Карагандинская области), внедрен проект по сортировке и переработке мусора.
Захра Расул из Aljazeera рассказала о том, как создавать виртуальные реальности – VR-видео. Как отметила спикер, нельзя просто так перенести в формат присутствия любую историю.
Для видео 360 VR нужны:
- техническая оснащенность и доступ к локации – соответствующая камера, обученный монтажу человек и обязательно – местный журналист, который поможет в выборе темы, героя (след.пункты);
- правильная локация – это то место, в которое ваши зрители сами, скорее всего, не попадут, оно должно иметь уникальность;
- подходящий герой – он должен быть вовлечен в среду, знать ее особенности и уметь хорошо излагать;
- действия – события должны развиваться активно, динамично, не в одной точке;
- яркий результат – должна выйти уникальная история от 1 лица, с прорисовками в виде текста, ЗD, различной графики и множеством передвижений.
Захра подчеркнула разницу между видео 360 и VR: в первом нет интерактивности, а виар позволяет при помощи специальных очков погрузить человека в среду видео, сделать его частью происходящего.
Режиссер и сценарист Сергей Бодров приоткрыл участникам форума искусство продюсирования кино. В самом начале Сергей Владимирович отметил, что объединение Америки, Европы и Азии возможно как раз через продюсирование фильмов: люди любой национальности реагируют, эмоционируют примерно по одним и тем же поводам.
В советское время не было проблем с продюсированием: режиссер снимал кино на полном гособеспечении. Сегодня же для съемок необходимы деньги и партнеры, которых нужно убедить, почему это кино будет интересным и прибыльным. Нужны аргументы, подходы, связи и хорошее резюме. Но все же, главной задачей кинематографиста спикер считает рассказать историю, а понравится она или нет – это выбор зрителя.
“Я никогда не пытался угодить зрителю”, – заявил Бодров-старший.
А все потому, что если ты горишь работой, сценарием, то выходит правдивое, настоящее кино, которое трогает. И это и ответ на вопрос начинающих режиссеров о том, как сделать коммерчески успешный фильм – просто любить то, что делаешь.
Постановка вопроса о фрилансе актуальна сегодня. О том, как быть свободным и востребованным журналистом, рассказала Дженни Климан – независимый журналист из Великобритании. Сама Дженни пишет для “The Sunday Times”, “The Times”, “Vice”, сотрудничает с каналами BBC1, HBO и Channel 4, работает на радио. Однако, не всем удается иметь такой говорящий послужной список, и обычному журналисту нужно очень постараться, чтобы его заметили. Нужно быть мультифункциональным, многое уметь (писать, монтировать, создавать истории), много читать, чтобы разбираться в разных вопросах и самое важное – ставить перед собой на старте четкую цель. Не просто “я хочу быть независимым журналистом”, а “я хочу писать в такую-то газету короткие заметки до 1000 знаков по гендерной теме”. Тогда будет ясно, в каком направлении двигаться, набираться опыта и расти. Замечание: цель должна быть максимальной, высокой, чтобы понять, где в итоге ваше место.
Еще несколько советов для фриланс-журналистов:
- следить за соцсетями: изучать, что волнует аудиторию и какую именно, наблюдать за настроением и предугадывать тренды;
- вам должны доверять, поэтому не компрометируйте себя какими-то высказываниями, поступками, действием или бездействием;
- ищите героев: редакторы всегда ищут живые истории от 1 лица.
И нужно быть приятным в общении, открытым человеком, потому что: “Журналист всегда на дежурстве”.
Григорий Дукор – руководитель редакции фотоинфомации ТАСС – поделился секретами хорошей фотографии. Современная молодежь – визуалы – им важна картинка. Главное для фото, считает специалист, – это ясность: картинку должны понять без подписи, она должна рассказать все сама. И дело не всегда в качестве изображения: бывают скучные кадры отличного качества, а бывают интересные снимки со смартфона.
Советы для фотокорреспондента:
- для визуализации темы человека, участвующего в каком-то мероприятии, хороши его снимки крупным или средним планом на фоне пресс-стены, афиши, поп-апа – она расскажет, кто, где и зачем;
- пользуйтесь техникой отражения, если это возможно: зеркальные поверхности, лужи, очки вам в помощь для глубины снимка;
- выбирайте нетривиальные точки съемки: сверху, снизу, сбоку;
- не ленитесь: зачастую удачные кадры получаются по воле случая, но для этого необходимо выезжать на мероприятия и места событий.
“Смартфон – новая ручка журналиста”, – считает Иво Бурум.
Эксперт по мобильной журналистике в подтверждение привел статистику: 6-7 лет назад доход от мобильных репортажей в соцсетях был нулевым, а сейчас они делают 70% трафика. Иво подчеркнул заблуждение о том, что с приходом мобильной журналистики классическая журналистика умерла. Это далеко не так, считает эксперт, просто она адаптируется к запросам времени: сегодня каждый создает истории и потребляет их. В базовый набор мобильного журналиста входит: смартфон с программой для монтажа (kinemaster или imovie), линза, свет, микрофон и трипод (штатив). По необходимости – портативная батарея для подзарядки.
Несколько советов от mojo-специалиста:
- структура видео – это основа: продумайте сразу, что будете снимать и какие кадры вам нужны;
- снимайте перебивки до начала записи интервью/основного видео;
- не забывайте о свете: он должен проходить через ваше плечо;
- кадр нужно удерживать 7-10 секунд, на монтаже можно оставить 3-5 секунд;
- снимайте близко: зум размывает, звук стирается на расстоянии больше 6 дюймов;
- основа – 3 кадра: крупный – чтобы сказать, кто ваш герой, средний – где он, кадр через плечо героя – чтобы сказать, чем он занят.
Заключительный мастер-класс первого дня от Елены Афанасьевой – директора Школы Первого канала – был самым активным и продолжительным. Специалист по креативному планированию рассказала о поколенческих особенностях аудитории. Поколение и возраст – разные понятия. Достигнув возраста наших родителей, мы не будем на них похожи, потому что условия нашей жизни другие. В век цифровизации появилось 2 понятия – digital native и digital immigrants: те, кто вырос в цифровой среде и не знает другого и те, кто был свидетелем изменений. Самые обогащенные, сильные личности рождаются на стыке поколений, ведь они впитывают опыт предыдущих и новаторство следующих.
Важно: тв работает в основном для бэби-бумеров и молчаливых (1943-1970гг и 1965-1983гг), мало какие каналы настроены на аудиторию Х и У. Однако, измерения показывают, что телесмотрение объединяет все поколения по принципу традиций и ценностей: например, все смотрят новогоднее поздравления Президента, парад на 9 мая, спорт (правда, каждый – по своей причине). Главный вывод: телевидение не умирает и не умрет, потому что у него есть преимущество перед “цифрой” – одномоментность смотрения, эмоции. Телевидение может поменяться, но пока линейность, упорядоченность телепрограмм дарит зрителям ощущение предвкушения и ритуализации (условно: каждую пятницу в 8.00 выходит “Поле чудес” или каждый вечер выходит программа “Время”). В завершении своего спича Елена поделилась своими соцсетями, в которых она контактирует с аудиторией, отвечает на сообщения.
XVI Евразийский Медиа Форум проходит с 22 по 24 мая в Алматы на территории отеля The Ritz-Carlton Almaty. Теглайн Форума 2019 года – «Мир сегодня: Трансформация реальности?».
На сайте мероприятия eamedia.org доступны короткие новостные сводки и фото с каждого дня, официальный хештег – #eamf2019. Если вы не попали на форум, доступна онлайн-трансляция.
Фото взяты с официального сайта.