КиноКультура

Важно сделать шаг: интервью с продюсером фильма Qumalaq Женисом Макашевым

В казахстанском кинопрокате прошел триллер Талгада Жаныбекова Qumalaq. Команда программы «ТвоёКино» всегда старается смотреть отечественные фильмы, и обсудила ленту в рубрике #ДеньКазахстанскогоКино вместе с ее генеральным продюсером Женисом Макашевым. Почему в Казахстане отечественные триллеры и ужастики пока не особо популярны? Как проходили съемки Qumalaq? О каких проблемах рассказывает этот фильм? С какого дубля разбили массивный стол? Беседа с Женисом Макашевым, как и в прошлом году, после премьеры комедии «Басқа Вариант Жоқ», сложилась дружеская и простая.

В центре сюжета фильма Qumalaq – 14-летняя Эльмира. После ссоры с матерью она отправляется на дачу. В пути подбирает плюшевого медведя, внутри которого находится рекламный флаер. С помощью него девочка попадает на странный игровой сайт. Игра превращается в жуткую реальность, когда покойные сестра и отец могут проникнуть в дом из потустороннего мира. Эльмира понимает, что стала жертвой сверхъестественных сил. Отец, вернувшийся из потустороннего мира, раскрывает происхождение девочки, которая должна выбрать, как использовать свои знания: защитить мир или поддаться силам зла.

Режиссером картины стал Талгад Жаныбеков, а в главных ролях снялись Азамат Сатыбалды, Сабина Жаныбекова, Ольга Ландина, Мариям Думан. Лента длится около часа: в ходе эфира Женис Макашев поведал, что изначально запланированный хронометраж в 75 минут пришлось сократить, чтобы не потерять динамичный темпоритм картины.

Особенностью ленты стали съемки в одной локации и небольшой актерский состав. Снимали Qumalaq 19 дней (из них было 17 ночных смен), а бюджет составил 70 миллионов тенге. Рассказывая о названии триллера в одном из интервью, режиссер отмечал: «Слово “құмалақ” всегда казалось мне каким-то мистическим и загадочным. На Зеленом базаре женщины-баксы часто используют камушки, чтобы предсказывать судьбу, раскладывая их на белом платочке. К тому же “құмалақ” – слово звучное и тесно связанное с нашей национальной культурой».

 

Задумка – крепкая

В ленте Qumalaq – цветокор хоррора, соответственные игры со светом и полумраком в дачном доме, в котором находится главная героиня Эльмира. Здесь сама собой разбивается посуда, перемещаются мягкие игрушки, в том числе плюшевый мишка, в котором девочка и нашла таинственный флаер, приведший ее к игре с неизвестным – а впоследствии со сверхъестественными силами.

За окном – дождь, снег и гроза, внезапно кипит чайник, предложение продолжить игру – с угрозами смерти близких, и девочке приходится вновь и вновь бросать игральные кости, но не в реале, а на сайте. А с экрана то и дело пишутся сообщения: «Я тень твоих поступков, я вечное сомнение, если ты преступник, твоё я преступление» или «В полнолуние встретятся два мира».

Здесь зрителя ожидают дети и взрослые-призраки, причем, если одна будет чисто конфронтирующим персонажем, второй – поддерживающим и раскрывающим нужные Эльмире секреты.

Так девочка узнает, какое проклятие нависло над ее семьей десятки лет назад, и ей нужно быть готовой, потому что проклятие еще вернется.

Дубляж в ленте хороший, задумка – тоже, однако есть несколько эпизодов, когда главная героиня по своей игре не дотягивает до нужного уровня саспенса, хотя почти весь фильм в центре кадра – именно она, и все действие держится на ней. Возможно, это произошло потому, что для актрисы Сабины Жан съемки в кино – первый опыт, хотя девушка до начала съемок прошла курсы актерского мастерства.

Нужно отметить, что прокат у фильма состоялся печальный: на киносеансах зрителей было мало, и факторов такого исхода много. Страна приходит в себя после паводков, а в прокат то и дело выходит по несколько отечественных комедий и зарубежных лент.

 

Что влияет на успех проката

Напомним, что Женис Макашев – не только продюсер, но и актер, а за его плечами, помимо нынешней картины и «Басқа Вариант Жоқ» – продюсирование лент «Бауыр» и «Зеро».

Женис, мы с Вами не виделись в эфире почти год: как он прошел для Вас? Были ли еще другие проекты между «Басқа вариант жоқ» и Qumalaq?

– Да, мы занимались реалити-шоу для одного из казахстанских каналов – работали все лето, позже сотрудничали с госучреждениями: отрабатывали видео-уроки на образовательной платформе для студентов, желающих развиваться в сфере туризма – это продлилось до января, выходных толком не было. Сразу после начали снимать Qumalaq.

Учитывая, что наш эфир посвящен хоррору или триллеру – какие бы фильмы ужасов Вы отметили?

– Один из моих любимых – «Зеркала», снятый несколько лет назад. Он оставил сильное послевкусие: я долго не мог спокойно домой зайти, очень осторожно смотрел в зеркало. Еще люблю фильмы из серии «Астрал» – тоже очень мощные.

– Определенно! Поговорим о продюсировании: каким должен быть сценарий, чтобы Вы захотели в него вложиться как продюсер?

– Все зависит от идеи и от того, может ли идея подвигнуть тебя к ее воплощению. Если такое происходит – собираю команду, обсуждаем с ребятами, смотрим, заходит, не заходит. Если заходит – приступаем к поиску инвестиций и подготовке к съемкам. Но так идеально бывает не часто: мне присылают в день по три-четыре сценария, и порой уже на уровне синопсиса понимаешь – что-то уже было снято, что-то уже не актуально. Это не зависит от жанра – а именно от идеи. Плюс мы сразу считаем, сколько такой фильм будет стоить, оправданы ли будут траты. Бывают такие сценарии, для которых нужен космический бюджет – больше миллиона долларов, и на частные инвестиции это не снять, без помощи государства. Поскольку отбить такую сумму – это огромные риски.

Кроме того, есть много внешних факторов, влияющих на прокат: настроение людей, состояние, природные явления… Картины, выходящие до паводков, успели собрать кассу – дальше премьерные ленты даже в ноль не вышли. А сдвигать выход кино – тоже риски, уже денежные. Так что кино – это в каком-то смысле казино. Но наша цель – делать, прежде всего, качественные ленты, каждый раз методом проб и ошибок делать свою работу лучше.

Если большинство комедий у нас собирают кассу, то авторское кино, черные комедии, хорроры и триллеры не отличаются успехом похожего масштаба. Почему хорроры и триллеры у нас не так популярны? Связано ли это с тем, что жанр скорее зародился на Западе и в Европе, а у нас в СНГ «проповедовались» другие?

– Вообще мы пока очень скептически относимся к хоррорам. Многие ужастики наши посмотришь – они скорее вызовут смех, улыбку… Не веришь происходящему на экране.

– А как же «Взаперти» Олжаса Баялбаева, «Қаш» Айсултана Сеитова, недавний «Дәстур» Куаныша Бейсека? Да, был провальный «Логово» от Беркута…

– Беркут был одним из первых, кто пытался снять триллер. Да, в прокате он сильно провалился. Тем не менее, Беркут это сделал! Это был шаг. Попробуйте создать что-то подобное – и за это ему отдельное уважение.

 

Qumalaq: нежный возраст, суровая мистика

– Женис, традиционно, как правило, съемки фильма предваряет кастинг. Для Qumalaq, как отмечается в материалах о фильме, был масштабный кастинг – как он проходил? Или в определенных ролях видели уже сразу определенных актеров?

– Не скажу, что кастинг был масштабным. На главную роль прибыли около 15 претенденток, в итоге мы остановились на Сабине: она не очень известна, а мы хотели взять на главную роль новое лицо – об этом нам писали, кстати. Так что мы рискнули. Сделали пробы с Сабиной, она три месяца индивидуально занималась актерским мастерством. Нам понравилось, как Сабина смотрится в кадре. Кино – искусство визуальное, и мы хотели, чтобы главная героиня смотрелась интересно.

– Почему решили поработать именно с триллером?

– Не секрет, что после фильма «Дәстур» появилась надежда, что казахстанский зритель все-таки готов смотреть ленты такого жанра. Однако успех этой ленты заключался в том, что это, безусловно, большой труд Куаныша Бейсека, много работавшего с проектом «Ирина Кайратовна», у которого есть своя аудитория. Плюс ко всему, с сюжетом команда попала в болевую точку – тему домашнего насилия, а к тому времени в стране начался процесс по делу Куандыка Бишимбаева… Эти факторы сложились так, что прокат состоялся.

Так что мы попробовали снять свой триллер. С Талгадом Жаныбековым к тому времени мы уже отработали две картины, и в этот раз мы тоже работали вместе. Получилось то, что получилось.

Проблема, однако, здесь в том, что мы сами себя загнали в некий спринт: короткие сроки, сжатое время… Фильм сдали за четыре дня, хотя обычно их сдают за 14 дней… Было много правок, работы с графикой.

– Когда начались съемки фильма и как скоро закончились?

– Мы стартовали в феврале, закончили в начале марта.

– Фильм называется Qumalaq. Так обозначаются игральные кости. Вкладывается ли еще какой-либо смысл в название?

– Да, речь об игральных костях. Изначально, кстати, в сценарии у нас были именно камни – главная героиня должна была кидать камни, которые нашла в плюшевом медведе. То есть, сначала не было специального одноименного сайта – он появился потом. А задумка была в том, чтобы, когда Эльмира бросает камни, они должны автоматически выпадать так, как нужно антагонистке, пытающейся прорваться в реальный мир.

Но об искусственном интеллекте сейчас говорят все чаще, и мы решили перевести игру в интернет. Тем более что немало печально известных игр вроде «Синего кита» или всяких сомнительных телеграм-каналов. И таким образом решили дать посыл о том, чтобы дети аккуратнее гуляли на просторах интернета.

– А в целом, помимо самой идеи с костями, сильно ли менялся первоначальный сценарий по ходу съемок? Понятно, что в ходе работы, так или иначе, где-то вносятся коррективы…

– Да, мы добавили одну сцену – уже во время съемок – с флешбэками,  содержащими объяснение проклятия семьи главной героини. Важно было художественно все привязать.

– Антагонистка ленты – существо мифическое. У него есть реальный прототип? Может, встречались какие-то легенды в ходе разработки сценария…

– Прототипа не было – но был образ в мыслях режиссера, который он увидел благодаря актрисе Ольге Ландиной. Мы очень любим Ольгу – она в итоге и исполнила роль этого существа. На одной из последних встреч Талгад предложил ей роль – сделали пробу грима, получилось жутко в достаточной для нашего фильма степени.

– Главной героине – 14 лет. Почему избран именно такой возраст? У нее, кроме того, нет отца и сестры. Почему именно такой фон?

– Мы делали небольшой анализ: ходили по торговым центрам, спрашивали у подростков, пошли бы они на хоррор с главной героиней – взрослой женщиной, или же со сверстницей. Наши респонденты выбрали второй вариант. Так и решили: снимем триллер для подростков, в центре сюжета будет подросток.

Кстати, когда мы провели премьеру в Алматы, ко мне после показа подошла девочка пятнадцати лет, с огромным восторгом рассказала про наш фильм. Я сначала удивился – она точно Qumalaq смотрела? – но у нее было столько эмоций, она очень эмоционально рассказывала: где-то испугалась, где-то всплакнула. Если мы зацепили хотя бы одного зрителя – значит, попали в цель.

–  В сюжете картины Qumalaq Эльмира заходит на неизвестный сайт и затем сталкивается с серьезными проблемами. Это одна из проблем, которые затрагивает лента. Какие еще социальные проблемы и конфликты отражены в вашей кинокартине? Беспечность, лудомания, конфликт детей и родителей…

– Да, в первую очередь говорим именно об этих проблемах. Дети ведь – любознательные, все хотят узнать, увидеть и понять, но часто бывают ведомыми. И здесь важен контроль – чтобы ребята были чем-то заняты, важно их занимать. В какое сообщество они попадут – с этим тоже важно работать, потому что оно их сформирует. Поэтому замечательно, что, к примеру, государство разрабатывает программы, дабы дети могли бесплатно заниматься в секциях, тем самым развиваясь.

– Поговорим об архитектуре в фильме. Где нашли такой масштабный дом? Сколько в нем комнат?

– На самом деле дом очень маленький: он достаточно уютный, емкий, по-нужному жуткий, в нем шесть комнат, плюс второй этаж – мансарда. Мы долго его искали, именно такого типа, смотрели старые дома, новые – и мой ассистент заметил объявление именно об этом доме, когда оно едва вышло. Это был, наверное, восьмой вариант, и нам очень понравилась аура дома. В нем в темноте реально жутко.

– А как снимались трюки, когда главная героиня висела в воздухе, и другие подобные?

– Трюки делались профессиональными каскадерами нашей известной команды Nomad Stunts – они наши друзья и партнеры. Моя подруга стала дублершей Сабины Жан. Мы очень за нее переживали: в одной из сцен у нас был единственный дубль – нужно было, чтобы героиня пролетела, разбив собой стол, который потом мы бы не собрали снова. Но в итоге сделали два дубля: в первом траектория чуть скривилась, пришлось переснимать. Понятно, что к каскадерам крепятся специальные тросы, они их держат, а потом человека резко дергают, и он отлетает к стене. После неудавшегося первого дубля наши художники оперативно собрали этот стол – склеивали минут сорок, зафактурили – мы сделали вторую попытку.

Самое забавное, что на платформе объявлений мы специально купили ноутбук, который тоже предполагалось разбить – но он не разбился! Работал нормально, причем, после падения…

А что касается большого зеркала, в котором героиня Сабины видит антагонистку – здесь уже разобрались за один дубль. Зеркало стоило 160 тысяч тенге. Чтобы выбить двери – это тоже предполагается по сюжету – мы вообще заказывали их отдельно.

Время для шуток тоже находили: ставили на звонок телефона плач ребенка, звонили, пока другие участники команды пытались понять, что вообще происходит…

– Что ж, без юмора никуда! А как считаете, ваш фильм может повлиять на общественное мнение о вреде зависимости от социальных сетей?

– Очень мало людей, как правило, заметно меняются после просмотра той или иной кинокартины. Но даже если наша лента понравится хотя бы одному-двум зрителям – это уже большой шаг.

– Что бы вы сделали в ситуации, в которой оказалась главная героиня? Пишет Вам кто-то незнакомый, предлагает в игру поиграть…

– Мне кажется, я бы в своем возрасте выключил компьютер и пошел спать. Или как минимум не трогал бы подозрительного медведя с флаером.

– Женис, и финальный вопрос для Вас: какой путь ждет фильм Qumalaq после проката?

– Наша лента отправится на стриминги и телеканалы, чтобы получить дополнительные просмотры. Хотелось бы, чтобы в целом уровень финансирования был выше, чтобы мы могли свой продукт уже продавать за рубежом. Тогда и результаты у лент будут, соответственно, выше – и можно будет позволить больший масштаб и размах в сюжете той или иной картины.

В материале использованы кадры и постеры фильма

Qumalaq, фото из личного архива Жениса Макашева

Анна Строкова

Ведущая программы "Твоё Кино" Ведущая вечернего шоу "Поехавшие" (ранее - "Примите Поздравления")

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button