В ТЮЗе Темиртау представили первый в репертуаре моноспектакль – «Спасти камер-юнкера Пушкина»
В Темиртауском театре для детей и юношества Prospect в минувшие выходные прошла премьера моноспектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Спектакль в одном действии стал бенефисом артиста театра Олега Керимова. 2023 год для него стал годом двух юбилеев: артисту исполнилось 50, а 30 лет он служит в театре. С этим его поздравили и коллектив ТЮЗа, и аким Темиртау Ораз Таурбеков.
В вечер премьеры – а он состоялся 9 декабря – в ТЮЗе представили поздравительную программу для Олега Керимова. Уже после спектакля прошло выступление, где артисты и ученики Олега объединили все роли, сыгранные им – и в этот круг, по сюжету, принимали главного героя моноспектакля. Позже артиста поздравил Ораз Таурбеков: он вручил почетную грамоту, а ТЮЗу вручили ключи от служебной трехкомнатной квартиры на проспекте Металлургов, где смогут останавливаться приглашенные артисты и режиссеры.
Моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» – история одного несостоявшегося подвига. Жизнь главного героя Михаила Питунина неразрывно связана с именем Александра Пушкина, начиная еще с детского сада, «в полной рост увязался» за ленинградским мальчишкой. Свою историю Михаил рассказывает от первого лица, затрагивая не только советское и постсоветское время, но и XIX век, когда поэт жил и здравствовал. Питунин пытается расследовать тайну гибели Александра Сергеевича, проецируя момент дуэли на себя самого. И по ходу действия поэт превращается из антагониста Михаила в его друга. Режиссером-постановщиком моноспектакля стал Александр Чупин, художником-постановщиком – Анна Трушкова. За музыкальное оформление отвечает Надежда Гермес, за световое – Георгий Мурадов, спектакль ведет Маргарита Валеева.
Александр Чупин ранее уже работал с моноспектаклями – и ставить такие спектакли, признался, тяжелее: даже когда на сцене два актера – есть диалог, а в данном случае он может состояться только со зрителем.
«В следующем году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Пушкина, и это одна из причин, почему мы выбрали именно эту пьесу Хейфеца. Кроме того, у Олега Керимова – два юбилея, и нам хотелось найти материал, который бы соответствовал именно ему. Главный герой моноспектакля проживает несколько десятилетий – и Олег может об этом говорить свободно, из-за должного жизненного опыта», – поделился Александр Чупин.
Первоисточник – произведение Михаила Хейфеца – содержит нецензурные слова, но с ними в театре обошлись деликатно: что-то убрали, что-то «прикрыли», что-то – из литературного – оставили, поэтому на постановку это не повлияло. В ТЮЗе впервые обращаются к жанру моноспектакля, и Олег Керимов стал в этом направлении первопроходцем.
«Зрители на спектакль придут разных возрастов, и поэтому для себя в постановке каждый найдет что-то свое. Те, кто старше, прекрасно поймут рассуждения о годах, на которые пришлась их юность, а зрители более младшие откликнутся на более позднюю эпоху. В любом случае, здесь мы говорим о классиках – и будет прекрасно, если после спектакля кто-то придет домой и откроет томик Пушкина, или Лермонтова, Цветаевой, Ахматовой, Толстого, Достоевского… И прочтет. Вернется к классике. У нас сейчас стираются грани художественных ценностей. А они очень важны. Их важно нести в себе. Кроме того, в спектакле речь идет и о том, что от ненависти до любви – один шаг, и так говорят не зря: ненавидя поэта, герой проживает такие ситуации, которые подвигают его понимать, что этот самый поэт его и спасает», – отметил Александр Чупин.
У самого Олега Керимова два образования: он окончил дирижерское отделение музыкального училища Темиртау, а также Дальневосточную Государственную Академию Искусств Владивостока по специальности «Актер театра и кино». Среди его наград – почетные грамоты и дипломы акима Карагандинской области, а также награды театральных фестивалей.
В репертуаре ТЮЗа Олег Керимов занят активно – им сыграно более 80 ролей (сам артист уже не ведет им подсчет). Среди его прошлых и нынешних амплуа – Сэр Эндрю Эйгючик в «Двенадцатой ночи», Теодоро в «Собаке на сене», Козы-Корпеш в «Поэме о любви», Джек в «Тринадцатой звезде», Константин Треплев в «Чайке», Генри Перкинс в «Смешных деньгах», Захар в «Re: Обломов», Чарльз Кондомайн в «Неугомонном духе», Павел Николаевич Елецкий в «Нахлебнике», Менахем в «Поминальной молитке». Играет он и в сказках, в одной из них выступил режиссером-постановщиком – а именно в «Волк, козлята, тётя Маша – получилась сказка наша!», там же сыграл и Волка. Снимался Олег и в кино: его можно наблюдать в картинах «Маленькие люди» 2003 года (Макс) и «Театральная история» 2012-2013 годов (Павел Хлебников).
Служба в театре, поделился Олег Керимов, имеет случайное начало: после музыкального училища ему предстояло идти служить в армию, но его дедушка увидел рекламу о том, что в театр нужны были музыканты. Первая роль юного артиста в театре, кстати, тоже связана с Пушкиным.
«Помню, по совету дедушки я тогда пошел в театр – а оказалось, что тамнужны актеры. Я про это даже и не думал. Худруком тогда был Юрий Синин – он меня отправил учить басню, стихотворение, и прозу, а через неделю, сказал вернуться. Я вернулся – и попал в театр, где работаю уже 30 лет. Поэтому ТЮЗ – это мой родной дом, в этом театре я родился как артист, здесь у меня была первая роль – в спектакле «Маленькие трагедии» по Пушкину. В «Пире во время чумы» у меня была роль молодого человека. Премьера его состоялась в ноябре 1993 года», – поделился Олег Керимов.
Любовь, переживания, фон персонажа – чем этого больше в роли, тем Олегу над ней будет любопытнее работать. Артист сравнивает это с работой художника: важно, чтобы в процессе было больше красок и оттенков. Роль в моноспектакле для Олега Керимова первая, и он благодарен ТЮЗу за доверие работать в такой постановке.
«Это ответственно, волнительно, страшно – какой бы ты ни был профессионал. Зритель – в метре от тебя, ты у себя на сцене один, дублей у тебя нет. Фактически, конечно, помимо меня в пьесе еще несколько персонажей: воспитательница детсада, школьный товарищ, учитель школы, подполковник в армии, бандиты, девушка Лера, Пушкин… Их тоже нужно сыграть и представить зрителю. Подготовка у нас шла не один месяц», – рассказал Олег Керимов.
Главный герой истории Михаил Питунин теплых чувств к Пушкину сначала не испытывает, и здесь Олег Керимов поделился собственным опытом: у него, отметил, так было с Есениным. В школе автора ученикам преподнесли весьма поверхностно, описав его как «деревенского поэта» – но сам Олег «разглядел» Есенина уже в годы студенчества – в частности, когда вышел сериал с Сергеем Безруковым в главной роли. С Пушкиным у него как у читателя отношения сложились сразу: Керимов уверен, что поэт – лучший в своем деле. Помимо этого Пушкин был драматургом, публицистом, журналистом, писателем, а писал очень доступно для всех. Много его стихотворений Олег знает наизусть.
Моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» получился страстным с точки зрения подачи материала, что видно сразу: «Ты что, Пушкина не любишь?», – эмоционально вопрошает воспитательница Миши Питунина в детском саду. «Не люблю! Не знал, что не любить было нельзя», – возмущенно отвечает ей мальчик, позже попадающий в школу, которая… носит имя поэта. Снова и снова главный герой переживает упреки за то, что не переносит классика, снова и снова отбивается от них – в армии, на свидании с девушкой – но вот уже подходит к манекену с плащом, берет с него цилиндр… и начинает рассуждать, детально, о моментах, которые помогли бы спасти поэта от смерти. Зритель, в свою очередь, освежит во время просмотра историю жизни Пушкина, историю его многочисленных дуэлей, бед и предсказаний гибели. Во все это уместно, дозированно вплетен юмор – где-то острый, где-то черный, где-то добрый. Можно ли было спасти Пушкина? Когда? От кого – только ли от Дантеса? Олег Керимов держит внимание зала вплоть до конца спектакля – весь час и 15 минут – и заставляет ловить каждое движение мимики, рук и шагов. И в это время сам начинаешь вспоминать свои школьные годы, собственные негодования от порой тяжелого чтения классики – но вполне возможным становится заново влюбиться в эти произведения и оглянуться на прошлое – уже на себя самого.
Декорации здесь работают в полной мере: детали, отсылающие к эпохе, в которой жил поэт, табуреты из книг, школьные и шахматные доски, на которых тоже развернутся определенные действия, ключевые для спектакля. И конечно, масштабная галерея портретов на заднем плане, предваряемая тем самым манекеном с цилиндром и плащом – нарядом, характерным для стиля Александра Сергеевича. Пожалуй, кого-то моноспектакль подвигнет вспомнить школьные годы, кого-то – задуматься об отношении к разным авторам, по определенным причинам нелюбимых, кого-то – понять, насколько все-таки сейчас на классиков, как говорится в спектакле, «нет спроса»… В любом случае, посыл постановка несет сильный и затрагивает множество тем к обсуждению.
К слову, об обсуждениях: теперь в ТЮЗе будет еще комфортнее ожидать начала спектакля или поделиться впечатлениями после него. Недавно здесь открылось арт-кафе, в ассортименте которого – кофе, чаи, а также пирожные.
А следующий показ спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» пройдет 17 декабря, начало в 17:00. Возрастная категория спектакля – 16+. Билеты можно приобрести на сайте ticketon.kz, а также заказать по номеру кассы театра: 8-708-430-23-93. Стоимость билета на премьерные показы – 2 000 тенге.
Фото автора
Фото Ольги Цукановой
Фото из личного архива
Олега Керимова и Александра Чупина