В карагандинском музее ИЗО открылась выставка работ его смотрителя. Гости могут пообщаться с автором напрямую – он всегда на месте
Персональная выставка художника Мохубата Адыгезалова под названием «Первая» действует в областном музее Изобразительного искусства в Караганде. Для музея это особенная экспозиция: автор ее работ – смотритель музея, всегда тепло встречающий гостей. И сама выставка тоже получилась теплая и уютная – ее можно посетить до конца декабря (но 31 число в музее будет выходным днем).
Это действительно первая и долгожданная выставка художника, к которой он очень ответственно готовился. Мохубат Мадат оглы Адыгезалов родился в Грузии, в селе Шиндиляр Дманисского района в крестьянской семье, в 1980 году окончил Бакинское техническое училище по специальности «Витражист. Художник рекламно-оформительских работ». После был армейским художником, художником-оформителем в Дманиси и Баку, а в конце восьмидесятых переехал в Караганду. В 2016 году пришел в музей, где до сих пор трудится смотрителем.
Мохубат Адыгезалов, которого в музее с любовью называют Маке – участник групповых выставок. Находясь рядом с работами художников и общаясь с ними, нельзя не созреть и для своей персональной выставки – что и произошло. Зрителям представлено около сотни его работ: это акварельные полотна самой разной тематики – от воздушных пейзажей, горных красот, до фантазийных произведений и портретов. А особенность такой выставки – в том, что сам ее автор тоже в зале, с ним всегда можно пообщаться. Чаще всего, к слову, смотрителя спрашивают о том, можно ли приобрести ту или иную работу – но по этому поводу важно связываться уже напрямую с ее автором. Бывает, Мохубат Адыгезалов ненавязчиво подсказывает, около каких работ лучше сделать фото.
Директор музея Бибигуль Кудабаева подчеркивает: такая экспозиция – прекрасное завершение 2023 года. Она наверняка подарит гостям музея хорошее настроение с мечтой о лете, о море, горах. Работы, кстати, были выбраны главным хранителем музея Дамели Кадыркуловой – отбор занял почти две недели: выбирать приходилось из 500 полотен.
«Наш Маке большой труженик, и на выставке представлена лишь часть того, что он создал. У него есть еще много интересных работ. Кстати, понравившиеся работы можно приобрести: любой художник рад, когда его работа находит новый дом у ценителей искусства. Это первая выставка Маке, и мы верим, что будут и другие. Он очень долго думал над организацией своей экспозиции, мы очень долго его уговаривали – и рады, что все получилось. Мы благодарны ему за его труд, за чуткость и открытость, за доброту, которую он излучает», – делится Бибигуль Кудабаева.
Мохубат Адыгезалов признается: в основном автор пишет природу, портреты, картины, посвященные родине. Обожает рисовать горы – поскольку родился в горной местности, а портреты пишет по желанию – не по заказу.
«Пейзажи рисую по памяти: в юности, помню, было много пленэров, зарисовок… А если речь о портрете – фотографирую того, кого хочу написать, портрет создаю по-своему, не как на фотографии. Конечно, есть идеи для будущих работ – если открылась первая выставка, важно продолжать творить. Я начал рисовать с детства, в 12-13 лет уже точно знал, что стану художником – об этом даже написал в школьном сочинении. Самой моей первой работой стал ежик, на плече у которого вилась змея: до сих пор это у меня в памяти – мне тогда было девять лет… Я в книге увидел этот рисунок и срисовал. Помню, нарисовал девочку, которая мне нравилась. В нашей семье художников не было, но были поэты. Тогда, в моем детстве, даже в школе не все рисовали – например, было 300 учеников, из них рисовали только двое-трое», – рассказывает Мохубат Адыгезалов.
Его семья переехала в Караганду в конце 1989 года, и Мохубат тогда устроился в строительную организацию маляром. Позже в карагандинском ремонтно-строительном управлении открылась вакансия художника-оформителя, на которой он проработал до 1992 года – но в тот год попал под сокращение и стал безработным.
«Я тогда потерял надежду рисовать, брал заказы пейзажей, портретов, но этими средствами нельзя было обеспечить семью. Пошел на случайные заработки, в 2000 году подумал, что надо идти на стройку – у меня был навык. Я делал интерьерные росписи, шпаклевку… А потом получил травму, в 2010 году. Снова стал безработным. Поправил здоровье – и снова оказался в поиске работы. В музее Изобразительного искусства появилась свободная вакансия – я пришел сюда трудиться, так здесь и остался. Долгое время я был не уверен, что вообще достоин искусства – но в итоге начал с нуля», – делится Мохубат Адыгезалов.
А поскольку картины копились, вопрос о выставке не заставил себя ждать. Бибигуль Кудабаева, уточняет смотритель, озвучила эту идею год назад и поинтересовалась, хватит ли года для подготовки. Времени хватило – а в организации, монтаже и оформлении экспозиции автору помогал весь коллектив, и за это Мохубат Адыгезалов сердечно благодарен коллегам.
Надо сказать, что некоторые из работ выставки «Первая» находятся в частных коллекциях – и владельцы с удовольствием предоставили их для экспозиции. Отдельное место в зале занимают портреты сотрудников музея, также созданные смотрителем.
«Гости нашего музея – люди очень интеллигентные, высококультурные. Глядя на них, наблюдая, как они наслаждаются произведениями искусства, радуюсь и я. Важно, кстати, подобрать и музыку в сопровождение к выставке – это я тоже делаю, ищу композиции, которые идеально подошли бы. Часто это классическая музыка. Рад, что гости приходят и уходят на наши выставки с благодарностью. Даже когда человек зашел на выставку эмоционально возбужденный – покидает ее он умиротворенным. Так что музей – это не только храм искусства, но место, которое изменяет нас: даже просто остановившись разглядеть картину или скульптуру, человек наполняется ее настроением», – делится Мохубат Адыгезалов.
Цена входного билета в музей Изобразительного искусства – от 100 до 500 тенге. В будние дни музей, расположенный по проспекту Бухар жырау, 76, открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора