В Карагандинской области строят “кислотное предприятие” вблизи домов
Карагандинцев возмутило строительство “кислотного предприятия” вблизи домов, передает Tengrinews.kz.
Население поселка Агадырь Шетского района Карагандинской области протестует против строительства станции по перегрузке серной кислоты вблизи жилых домов.
По проекту на объекте будут десятки тысяч тонн кислоты в год переливать из железнодорожных цистерн в автомобильные. Серная кислота будет использоваться при добыче меди, ее на автотранспорте будут отвозить на месторождение.
“В поселке уже есть вредное цинковое предприятие, нам его хватает. Мы категорически против открытия тут еще кислотного предприятия. Лучше бы сделали детские площадки для нашего поселка и дорогу. Зачем вот эту отраву здесь? У всех дети, внуки”, – возмутился один из жителей. Также на слушаниях статистику заболеваемости по своему участку озвучила поселковый врач Марал Амирова.
Как выяснилось, общественные слушания, предписанные Экологическим кодексом, прошли еще 4 мая, но не в Агадыре, а за 200 километров от поселка, в Караганде, что вызвало возмущение жителей. В свою очередь, администрация предприятия, которое собирается строить станцию, вынуждена была провести повторные слушания, уже в Доме культуры поселка Агадырь. Почти все собравшиеся жители поселка против нового предприятия.
“У нас и так экологическая обстановка крайне неблагополучная. Через территорию поселка транспортируются свинцово-цинковые руды, в которых содержится много урана. При этом безопасные правила транспортировки не соблюдаются. Возят в мешочках. Хотя положено в закрытых контейнерах. В результате за последние пять лет среди умерших жителей поселка в возрасте от 3 до 60 лет доля с диагнозом “лейкемия крови” резко возросла. Я могу факты привести. Только у меня на участке 2,5 тысячи населения. За последние пять лет у меня умерло от лейкоза четыре человека в молодом возрасте. На первом месте – онкология, заболевания крови и органов дыхания. Вода жесткая. Много кальцинатов, поэтому высокая заболеваемость желчекаменной и мочекаменной болезнями. В сравнении с 2017 годом увеличились заболеваемость и смертность от нарушений сердечно-сосудистой системы. От рака крови, легких. Можем подтвердить. Много случаев замершей беременности и пороков развития плода”, – сказала врач.
Строительство станции уже началось, хотя официального разрешения на него у предприятия еще нет. Уже вырыт котлован, от которого, по оценке жителей, до жилых домов меньше сотни метров.
“Они предприниматели, мы им выдать обязаны землю. Но дальнейшее строительство должно обсуждаться по итогам общественных слушаний. И то разрешение дает архстройконстроль. Разрешение пока им не давали. Потому что нет экспертизы. Она (экспертиза – ред.) уже будет учитывать и мнение населения, и другие вопросы экологической безопасности”, – сказал аким района – Марат Жандаулетов.
По словам акима компании выделили землю только на строительство железнодорожного тупика, а не на строительство станции.
“Большинство населения высказалось против того, чтобы здесь строили тупик. Поэтому все замечания и мнения жителей будут обобщены, будет составлен протокол общественных слушаний, и государственная экологическая экспертиза должна учесть все мнения. Сядем за стол переговоров, будем решать вопрос. В любом случае мнение населения должно учитываться”,– добавил Жандаулетов.
В самой компании отказались от комментариев о строительстве станции по перегрузке серной кислоты. В свою очередь, экологи отметили, что серная кислота, безусловно, агрессивная и опасная жидкость, но если с ней правильно обращаться, она не наносит вреда окружающей среде и населению.
“Нам показали проект оценки воздействия на окружающую среду. Проект неплохой. Но в нем нет схемы, где бы указывалось расстояние до жилой зоны. Это главный вопрос. Потому что для таких объектов устанавливаются санитарные защитные зоны. В санитарном законодательстве это называется “склады для перегрузки химических грузов”. Для таких объектов расстояние должно быть 500 метров”, – заявил независимый эколог, директор Карагандинского экологического музея Дмитрий Калмыков.
Дмитрий отметил, что на юге Казахстана уже есть подобные предприятия. По его словам, важно, чтобы кислоту в автоцистернах не возили через поселок.
“Машины иногда переворачиваются, это неизбежно. Если в степи прольется 20 тонн кислоты – ну, плохо, но, в общем-то, ничего особенно ужасного. Соберут 20 тонн почвы и положат в могильник. Но если в поселке разольется на перекрестке 20 тонн кислоты – это совсем другая история. Но организация перевозок в проект не входит. Вопрос остается непонятен. Экологической экспертизы еще не было”, – добавил эколог.