Сегодня, 24 января, в Карагандинском областном музее изобразительного искусства прошло открытие выставки из фондов к 85-летию шахтерской столицы «Город мой Караганда», передает novoetv.kz.
Дамели Кадыркулова – главный хранитель музея и куратор этой выставки – рассказала, что из фондов музея достали 57 работ: скульптуры, живописные и графические работы. Но куратор также отметила, что таких работ много, и выставить все сразу невозможно.
Экспозиция блочная, показывает несколько этапов развития Караганды. Первый блок – Караганда индустриальная. Здесь на полотнах показано развитие города в 20-х и 30-х годах. Продолжение темы индустриализации – это Караганда – шахтерский край: портреты знаменитых ученых, собирательный образ молодого шахтера и индустриальные пейзажи.
Посетители на выставке увидят героев ВОВ и женщин, которые читают письма с фронта, рассмотрят все детали интересной картины “Караганда – космическая гавань”.
Особое место в экспозиции этой выставке выделено художникам, которых называют “семидесятники”,”восьмидесятники” и “нулевые” – это те люди, которые рисовали Караганду своего времени. Их полотна попали в фонды музея после выставок и сейчас уже стали иллюстрированной историей Караганды.
Среди работ скульпторов особо выделили работы Анатолия Петровича Билыка — советский и казахстанский скульптор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. На выставке представлены фото монументов «Шахтерская слава» и «Металлурги».
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза – Нуркена Абдирова, поэтому на выставке, посвященной юбилею Караганды, есть фото памятника, установленного в 1958 году. Авторы монумента: скульпторы Анатолий Билык, Юрий Гуммель, архитектор Леопольд Воробьёв. Под фотографией монумента работники музея поместили бюст мамы Абдирова, выполненный Юрием Гуммелем.
“Есть такая уникальная история, связанная с памятником Нуркену Абдирову, который был выполнен в 58 году. Когда художники создавали этот монумент, тогда была жива мама Нуркена Абдирова – Багжан – её приглашали в мастерскую, чтобы она дала “добро”, есть схожесть портрета или нет. Три раза приходила, и только на третий раз она сказала: “Выйдете, пожалуйста, из мастерской, я останусь одна со своим сыном”. То есть она признала, что в действительности не то что схожесть (портретная – прим. ред.), а именно внутреннее состояние героя человек почувствовал. И проплакав, она пообщалась с сыном и дала “добро”, – рассказала Дамели Кадыркулова журналистом.
После этого монумент был установлен в городе через 10 дней. Уже в 1969 году памятник поставили на другой постамент. Сделать это пришлось из-за смены ландшафта возле скульптуры. Сейчас памятник 9 метров, и около 3-х из них – фигура Нуркена Абдирова.
В день открытия выставки прошел и музейный урок на тему «Семь граней Великой степи» с учениками 5 класса СОШ № 25.
Выставка продлится до 10 февраля, и закончится в день празднования дня города! Узнавайте художников нашего города и изучайте нескучную историю края!