23 ноября в Карагандинском областном музее изобразительного искусства открыли выставку «Архипелаг КАРЛАГ», передает novoetv.kz.
Научно-исследовательский центр “КАРЛАГ: Память во имя будущего” Академии “Болашак” представил художественно-гуманитарный проект, автором которого стал Нурлан Дулатбеков – профессор, член-корреспондент НАН РК, руководитель этого центра. Куратором выставки выступила Алмагуль Менлибаева – обладатель премий “Дарын”, “Тарлан”. Так как девушка живет в Брюсселе, сейчас действующий куратор Айгуль Ибраева – искусствовед из Астаны.
Этот уникальный проект — результат трёхлетней исследовательской работы художников Алмагуль Менлибаевой, Айнур Саденовой и Сырлыбека Бекботаева совместно с Научно-исследовательским центром “Болашака”.
“Выставка – это отражение того, что мы можем сделать для будущих поколений. Мы сотрудничаем с учеными России, Казахстана, Молдовы, Украины, Израиля и результатом того является множество откликов от людей”, – сказала первый проректор академии “Болашак” Рысмагамбетова Гульнара.
Например, израильская певица и актриса Тель-Авивского театра «Гешер» Анжела Штейнгарт принимала участие в одном из мероприятий по проекту «КарЛаг»: она исполнила в шахтерской столице песню известного барда Александра Галича «Караганда» или «Баллада о генеральской дочери». Кроме этого, проходил международный конкурс сочинений среди школьников стран постсоветского пространства.
Авторы представленных работ исследовали биографии узников, которые отбывали наказание в 11 специальных исправительно-трудовых лагерях, подчинявшиеся ГУЛАГу НКВД СССР.
Экспозиция доносит до широкой общественности природу и глубину одной из самых трагических страниц недавнего прошлого и рассматривает вопросы восстановления искаженной истории Казахстана с 1930 по 1956 годы.
“Для нас эта выставка является очень серьезным исследовательским проектом. Все работы, которые здесь представлены, были художниками пропущены через свое сердце и души”, – подчеркнула Айгуль Ибраева.
Художники-исследовали территории КАРЛАГа и АЛЖИРа работали с архивами и через современное искусство выразили свое отношение к этим трудным временам.
“Именно в этом контексте, в этих ватниках, в этих платьях, железных бочках – в контексте всего этого – здесь Казахстан представлен как очаг возрождения после этого страшного времени”, – поделилась искусствовед Наталья Иванина.
В 2016 году выставка “Архипелаг КАРЛАГ” прошла в Национальном музее Астаны, а работа над проектом в общем началась в 2010 году.
Экспозиция “Красный фильтр”
Автор “Красного фильтра” – Сырылбек Бекботаев. В своей работе он рассматривает историю национально-освободительного восстания партии “Алаш-Орда”. Художник изложил мысль с помощью символики цвета и деформации образов и лиц.
Красный цвет – символ коммунизма – переходит от одной фотографии к другой, связывая лица и героев в общий исторический контекст. Художник призывает восстановить в памяти связь с прошлым и никогда её не прерывать.
Инсталляция “Сылдырмак”
Вторая работа Сырылбека Бекботаева – это увеличенная в размерах колыбель – бесiк. В Казахском языке “бесiк” олицетворяет землю страны. Для многих людей, в силу сложившихся обстоятельств, эта земля стала вторым домом, колыбелью новой жизни. Вместе с этим, в названии “Сылдырмак” скрыт метафорический смысл: успокаивают плачущего ребенка погремушкой, он как надежда и обещание обретения покоя и новых смыслов тем, кто остался и продолжил свою жизнь в степях Казахстана.
Композиция “Мамочкино кладбище”
Айнур Саденова представила свое виденье трагедии, отразившейся на судьбе тысячи безвинных женщин и детей. Пространственная композиция “Мамочкино кладбище” резко контрастирует по силе визуального и смыслового воздействия с противопоставленным ей убаюкивающим образом колыбели “Сылдырмак”. Айнур Саденова впервые проявила себя как художница в этом проекте. Её профессиональный музыкальный опыт вылился в звуковую медиа-инсталяцию и представляет собой видео с записью колыбельных на двадцати пяти языках.
На фоне песен на экране всплывают имена погибших в лагерях детей, а вдоль зала расставлены бочки, в которых в годы репрессий “хоронили” младенцев.
Видео-инсталляция о КАРЛАГе
В трехканальной видео-инсталляции “Архипелаг КАРЛАГ” действие происходит в музее, образованном в историческом здании НКВД КАРЛАГа, Аймагуль Менлибаева раскрывает проблему утрачивания памяти о годах репрессий.
Художественно-документальный фильм повествует о страшном конвейере, стирающем память. Интервью людей, которых коснулись события 1937 года, говорят о свойствах человеческой памяти. Фильм заканчивается откровением одного из протагонистов Бориса Годунова о свойстве памяти: ” Для меня прошлое не является прошлым, а является настоящим и давит на меня с такой же силой, как в первый день…”
Инсталляция “АЛЖИР”
Инсталляция составлена из силуэтов женских платьев и посвящена 18 тысячам женщин, пережившим гибель своих семей. Работа Айнур Саденовой – это реквием десяткам тысяч женщин. Сломленные физически, но сильные духом, они оставались мадоннами, к которым не липла лагерная грязь, животный страх и ненависть к своим мучителям.
Они были женщинами в высоком, чистом смысле этого слова – отсюда художественно решены образы длинных лагерных балахонов-платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты как символ принадлежности к женскому полу. По мнению художницы, траурный бархат подчеркивает благородство их происхождения, образования и врожденную интеллигенцию.
“Есть одна печаль и полное одиночество. Наступает старость, жалкая худая старость. В настоящем и будущем никого и ничего нет. Разбита вера в сокровенное, дорогое. Растоптана жизнь, посвященная делу народа, делу революции. Не было личной, семейной жизни, счастья”, – из воспоминаний узницы “АЛЖИРа”.
Инсталляция “Шанель №5”
В основе идеи этой инсталляции лежат воспоминания одной из узниц “АЛЖИРа”. Девушку арестовали в тот момент, когда она была в театре: её в вечернем наряде увезли на черном воронке.
Пройдя уничижительные процедуры допросов, узницу отправили в Казахстан в АЛЖИР.
Промокнув под дождем, она входит в женский барак, из полумрака которого на неё смотрят неизвестные женщины, одетые в ватники и когда-то принадлежавшие к кремлевской элите. От влажности её одежда издавала аромат духов “Шанель № 5”, которые напомнили им прежнюю жизнь: слышны были плачь и стоны по разбитой любви, оставленной семье, покинутых детях.
Портретом узницы АЛЖИРа стал портрет самой Коко Шанель, символизирующей женственность. Он выдержан в строгой черно-белой графике и “утоплен” в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Портрет окружен спецодеждой узниц. Композицию завершает знаменитый флакон духов.
Проект “Архипелаг КАРЛАГ” – это дань памяти узникам лагерей Казахстана и осмысление жестоких преступлений против человечества. Посетить выставку можно будет до 10 декабря.