Проект “Наставники” в Караганде
Сегодня четверг, а это значит, что в эфире программы “Три Товарища” обсуждают социальную тему. О проекте “Наставники” в Караганде рассказали: Жаманчинов Азамат – директор фонда “Reach” (РИЧ) и руководитель проекта и Ясная Анастасия – координатор проекта.
Проект “Наставники” всего работает около трех лет. Впервые его запустили в Алматы, в Караганде же наставничеством занимаются второй год. Идея проекта заключается в том, чтобы помочь воспитаннику детского дома адаптироваться в социуме. Задача наставников – найти индивидуальный подход к ребенку и помогать ему во всех сферах жизни.
“Мы называем самым главным инициатором Шолпан Байболову. У нее есть движение – “Ребенок должен жить в семье”. Изначально вся инициатива исходила оттуда . Здесь, в Караганде, мы начали с Настей”, – поделился Азамат.
На данный момент проект “Наставники” работает в Астане, Алматы, Павлодаре, Талгаре и Караганде. Последним к плеяде присоединился Павлодар, но сейчас на стадии присоединения еще несколько городов. В этих городах идет процесс обучения персонала и подготовки к запуску проекта.
Основная цель проекта – помочь детям из детских домов социализироваться.
Анастасия Ясная, координатор проекта “Наставники”, принимает активное участие в развитии и поддержании основной идеи.
“В обязанности координатора проекта входит прием заявок от наставников, координационные вопросы. Например, мероприятия у нас проходят в рамках проекта – я их координирую, организую, принимаю участие в обучение наставников – то есть все , что касается координации и организации входит в мои обязанности”.
Также Анастасия рассказала, кто может стать наставником ребенка.
“Человек должен изъявить желание. Мы периодически распространяем информацию, что у нас проходят встречи в Караганде. Эти встречи раз в месяц проходят. Человек может узнать об этом, прийти на встречу, где мы рассказываем уже подробно о проекте. И в конце такого мероприятия человек может задать свои вопросы. И, поняв уже всю суть проекта, он дальше решает для себя: либо он принимает участие, либо он отказывается. Там я рассказываю об этапах, которые нужно пройти наставнику, потому что это продолжительный процесс. Ты пришел – и сразу стал наставником? Нет, такого не будет. Там есть обучение, есть отбор, есть интервью с психологом. У нас есть критерии – это: возраст от 25 лет , гражданство РК и проживающий на территории города, где проходит этот проект, собрать документы, необходимые для общения с ребенком.
“Также мы смотрим на то, чтобы человек был адекватным, чтобы он был морально устойчивым и не представлял опасности для ребенка”, – добавил Азамат.
Кроме этого, у наставника должно быть большое желание участвовать в проекте и время на это.
“Если человек горит желанием, но по факту мы видим, что он не приходит на интервью, не приходит на обучение и еще на какие-то мероприятия – для нас это такой звоночек. Скорее всего, и на встречу с ребенком он тоже может не прийти”, – продолжает Анастасия.
Когда человек (будущий наставник) уже прошел отбор, начинается обучение. Оно длится всего 4 дня, в выходные. В процессе обучения координатор и организаторы рассказывают об особенностях этих детей, кто такие наставники и их принципы: как происходит общение, как устанавливается доверительные взаимоотношения, как правильно поддержать ребенка. Также приглашают на обучение приемную маму в качестве примера, которая раскрывает свои секреты общения с детьми.
“У нашего проекта нет цели, чтобы ребенок жил в семье. Наставники – это те люди, которые хотят правильно помочь. Но, по разным причинам, они не могут взять в семью ребенка. Они могут взять только шествие над взрослым ребенком, которому уже можно объяснить что это не твои родители, а это твои товарищи и старшие друзья”, – отметил Азамат, руководитель проекта.
Детей для проекта “Наставники” выбирают из двух детских домов: “Асем” и “Таншолпан”.
“В выборе детей нам очень помогает администрация детских домов. Конечно, первый критерий у нас – это возрастной, что дети берутся старше 12 лет, а в остальном администрация подбирает тех, кому нужно это участие в проекте. Может, это те, кого никто не посещает, или те, кто наиболее остро нуждается в поддержке. Администрация очень грамотно к этому подходит”, – рассказал Азамат об отборе детей для проекта.
На сегодняшний день в проекте участвуют 12 наставников.
“Половина из них уже продолжают в течении второго года свои отношения с подопечными, а вторая половина начала недавно, поэтому сейчас сложно говорить о тех, которые начали несколько месяцев назад. Но да, одназначно, динамика изменения есть. Мы это замечаем и администрация детских домов замечает. Дети открываются больше, они больше понимают какие-то социально-бытовые проблемы. Те детские дома, с которыми мы работаем, действительно хорошие, они действительно обеспечивают всем необходимым детей, оказывают им внимание, но все-таки это не домашние условия. Все мы это понимаем. Когда ребенок попадает с наставником в домашние условия, в бытовую среду и видит, как все взаимодействует, конечно, это новый мир, и он очень многому учится”, – поделился с нами Азамат.
Как правило, один наставник работает с одним ребенком. Но и тут есть исключения. Если семейная пара приходит и говорит, что они хотят участвовать в проекте, а в будущем стать приемными родителями, наставники проекта работают с ними отдельно.
Очень интересно, как проходит первая встреча ребенка с Наставником. Об этом нам рассказала Анастасия.
“Это групповые встречи. Дети и наставники приглашаются на встречу, где они играют. Я присутствую как координатор, организую такие встречи. Мы просто играем, веселимся и узнаем друг друга. Это все-таки стрессовая ситуация – дети не знают, какие-то взрослые пришли. Взрослые тоже бояться, на самом деле, стесняются. И в процессе игры они друг друга узнают. Специально подобраны игры, чтобы они контактировали, узнавали друг друга, и в конце каждой такой встречи они пишут – и наставник пишет, и ребенок – три человека, которые ему понравились. Мы так подбираем соответствие, у нас организуются пары. Всего у нас проводится четыре таких встречи, и на финальной окончательно формируются пары”.
Последняя такая встреча проходила в декабре 2016 года. В итоге сформировалось шесть пар. Когда все распределены по парам, наставники встречаются с детьми индивидуально.
“В дальнейшем мы оказываем сопровождение и поддержку наставникам и детям. У нас есть психолог, который спрашивает, как все прошло, как все идет. Что вызвало трудности, а что – радость. Если наставник оформляет необходимые документы, получает справки по своей благонадежности, он может брать ребенка на выходные или на один день – по согласованию с администрацией детского дома – и проводить с ним время. Мы ему рекомендуем, чем можно заняться и как можно провести время. Конечно же, мы мониторим время провождения. Наставники дают отчет о том, что было, как было, и дети тоже рассказывают, как прошло все”, – говорит Азамат Жаманчинов.
Проект заключает с наставником договор на один год. При этом детей предупреждают, что это отношение ровно на год, а дальше будет видно. Однако, по словам Азамата, большинство наставников Караганды продолжили свою работу и во второй год.
Для тех, кто тоже хотел бы участвовать в проекте, но по каким-то причинам не может стать наставником, есть два варианта. Первый – вы можете стать волонтером проекта и помогать своими способностями и талантами: монтировать ролики, помогать с дизайном и так далее. Второй вариант – корпоротивное наставничество. Это означает, что вы можете принимать участие в проведение мероприятий для воспитанников детских домов.
“У нас уже есть волонтеры, их не так много, но они есть. По мере сил помогают. Кто ролик помог сделать, кто распространяет информацию, кто бесплатно размещает информацию на своем портале“, – говорит Азамат.
Организаторы не забывают о наставниках и детях, когда пары уже сформированы, и устраивают разные мероприятия.
“У нас проходят раз в месяц выездные мероприятия для наставников и детей. В том году, например, мы были на мастер-классе по приготовлению пиццы. Наставники и дети не просто смотрели, как это делается, но и сами делали пиццу”, – делится воспоминаниями Анастасия.
Кроме всей этой работы, организаторы отдельно общаются с наставниками. Минимум – один раз в месяц, иногда и чаще, проходит “клуб наставников”, где все делятся своими успехами, переживаниями и получают профессиональную поддержку психологов. С наставниками и детьми все время работает профессиональный психолог, который регулярно проходит курсы повышения квалификации в этой области.
Проект “Наставники” очень популярен в Казахстане. В феврале все организаторы из всех городов встречались и делились опытом друг с другом. В Караганду приезжали представители из 13 городов страны, и Анастасия с Азаматом делились опытом, как воплотить в жизнь этот большой добрый проект.
Если Вы хотите стать Наставником или как-то помочь проекту, то заходите на сайт или звоните на по номеру 8 701 951 65 00.