Премьера спектакля «Любовь к трем апельсинам» прошла в карагандинском театре Станиславского
Комедию дель арте «Любовь к трем апельсинам» по пьесе Леонида Филатова в постановке Рачи Махатаева представили в эти выходные в русском драматическом театре имени К.С. Станиславского. Эта история рассказывает о молодом принце Тарталья, заколдованном ведьмой Морганой на путешествие в дальние края в поисках трех апельсинов. И надо сказать, что изначально комедия приобрела на карагандинской сцене совершенно другой оттенок.
«Любовь к трем апельсинам» в театре описывают как сказку для взрослых: решена она в темной эстетике, а финал у нее – неоднозначный. Режиссером-постановщиком спектакля стал Рача Махатаев, режиссером по пластике – Анастасия Чистюхина, художником-постановщиком – приглашенная из России Ксения Бодрова, художником по свету – Денис Цветков, за музыкальное оформление отвечал композитор Ярослав Жуков из города Семей. Спектакль ведет хореограф, помощник режиссера Ирина Николаева.
В спектакле актеры заняты Денис Цветков (Сильвио), Виталий Мосин (Тарталья), Павел Кондратьев (Труффальдино), Владимир Левтеров (Панталоне), Мария Мосина и Светлана Потемкина (Клариче), Артем Жангиров (Леандро), Александр Тисен (Бригелла), Юлия Улыбышева (Смеральдина), Марина Марычева и Людмила Васильченко (Моргана), Ольга Цветкова (Челио, двери, пес), Ирина Немцева и Ирина Егорова (Креонта), Татьяна Яковлева (пекарка), Валентина Шматенко (режиссер), Надежда Вебер, Анна Шолленбергер и Мария Мосина (апельсины). Зрителей на сцене во время спектакля воплотят Юлия Улыбышева, Марина Марычева, Людмила Васильченко, Ольга Цветкова, Ирина Немцева, Ирина Егорова, Татьяна Яковлева, Надежда Вебер и Анна Шолленбергер. Продолжительность спектакля – около двух часов с учетом антракта.
Идея поставить «Любовь к трем апельсинам», поделился Рача Махатаев, возникла давно: произведения Леонида Филатова славятся остротой высказывания и даже дерзостью, при этом в них нет ложного пафоса.
А поскольку это – все-таки сказка для взрослых (да и рейтинг у нее 16+), костюмы героев решены в темной эстетике, а наряды зрителей и простых жителей королевства напоминают скорее смирительные рубашки.
Но и королевство у правителя Сильвио, надо сказать, необычное: герои честно признаются в своих минусах, а кто-то – а именно принц Тарталья – заболел: он невесел и видеть никого не хочет.
Глобально образы некоторых персонажей могут напомнить не столько сказочные, сколько образы рокеров-металлистов в лучших традициях жанра (а один из злодеев все-таки сложит пальцы в «козу») – а пиком этой моды будет образ Креонты.
Главная музыкальная тема здесь – обреченно звучащий адаптированный мотив итальянского народного танца «Тарантелла». И музыка эта больше мистическая, а на сцене – минимум декораций: это помогает сохранять акцент на актерах. Маски же у персонажей и украшения на них метко отражают характер персонажей.
С шумом в королевстве, поначалу непривычным, свыкаешься, а герои здесь отпускают немало шуточек разного рода, текст же написан в стихах. Однако важно быть готовым к фарсу и сюрреализму, который предстанет на сцене. Опытным путем персонажи выяснят, что принц Тарталья любит черный юмор, никак не может развеселиться, и будут всячески подвигать его к тому, чтобы он не грустил. И это напоминает ситуацию, когда человек в печали, а окружающие сразу стремятся вытащить его из этого состояния, чтобы он всегда улыбался.
Веселить принца принимается шут Труффальдино. Но в этой неоднозначной атмосфере Моргана и проклинает Тарталью, послав на поиск волшебных апельсинов. Путешествие излечит юношу – но это очень не понравится отдельным представителям королевского двора.
Несмотря на то, что в стихотворном тексте спектакля сплетены языки и возвышенный, и жаргонный, в спектакле рассредоточены острые рассуждения о чести, правде, предательстве, лицемерии, принятии, комфортности для других.
Прямым текстом герои говорят: если ты простодушен – могут посчитать кретином, тех, кто «пашет» – принять за идиота, а предприимчивого человека – окрестить коварным. Победит ли добро – зрители увидят на сцене театра. И здесь каждый придет к своим выводам и считает собственный слой рассуждений.
Карагандинские зрители, побывавшие на премьере, тепло оценили спектакль. Публика отмечала, что актеры со своей задачей справились, а главная мысль постановки у каждого оказалась своя. Одни отмечали, что эта история – о морально-этическом состоянии общества, другие – о том, что добро должно восторжествовать над злом хотя бы в сказке. Кто-то подчеркивал: этот спектакль – о жизни, противоречивой, но по-своему прекрасной, кто-то говорил о том, что здесь отражено помешательство общества на каких-то ориентирах.
Фото автора