Последний спектакль: о чем новый сериал карагандинца Андрея Ренкевича
В марте этого года команда карагандинского режиссера Андрея Ренкевича, создателя триллера «Марика», объявила о старте съемок своего первого сериала «Последний спектакль». Скоро сериал будет доступен в онлайн-кинотеатрах (об этом сообщат дополнительно), а на днях в русском драматическом театре имени К.С. Станиславского прошел закрытый показ всех серий. Ведущая программы «Твоё кино» Аня Лето тоже здесь побывала.
Детективная история «Последний спектакль», задуманная Андреем Ренкевичем по сценарию Лидии Ситниковой, происходит в театре. В центре сюжета здесь – снова человеческие отношения, пусть даже в детективной ситуации. Хронометраж серий небольшой – до 20 минут, в традициях современных веб-сериалов.
По сюжету капитану полиции Евгению Николаеву (Алексей Браилко), возможно в последний раз, выпадает честь посетить новую театральную постановку. Казалось бы, это обычный одинокий вечер с нотками искусства – но на сцене происходит убийство. И вроде бы, все очевидно: вот убитый, вот стрелявший. Но все ли случилось так, как видели зрители? В этом и пытается разобраться главный герой. Сможет ли он распутать этот клубок, и восторжествует ли справедливость?
Среди актерского состава – заслуженные театральные артисты разных возрастов из двух театров: карагандинского имени К.С. Станиславского и Темиртауского для детей и юношества. Это Светлана Федоренко, Галина Турчина, Константин Снегирев, Владимир Хомутов, Алексей Браилко, Марина Марычева, Оксана Игнатенко, Антон Звонов, Александра Мартинс, Павел Кондратьев, Вадим Ахметов, Владимир Хомутов, Дунай Еспаев и многие другие. Музыкальное сопровождение создал уже известный по «Марике» Алексей Комнин, который пишет музыку под псевдонимом Aaron Mist. В качестве членов съемочной команды тоже задействованы уже известные по ролям в предыдущих фильмах Алена и Антон Звоновы, Богдан Пынка, Павел Кондратьев, а также помощник режиссера Ольга Браилко.
С Лидией Ситниковой Андрей Ренкевич уже работал над сценарием «Марики». С ней же, кстати, продолжается и работа над сценарием для второй части картины. В этот раз, кроме того, консультантом по сценарию стал актер Павел Кондратьев, отвечавший за то, чтобы рассказать о деталях работы в театре, чтобы отражение этой работы на экране было наиболее достоверным.
Собственно, атмосфере в театре перед спектаклем уделено немало внимания уже в первой серии: зрители собираются, общаются, кто-то подолгу рассматривает портреты любимых артистов и даже жмется к ним… Но спектаклю не суждено быть сыгранным в вечер, когда следователь Евгений Николаев приходит в театр – тоже как зритель. «Жить мне или застрелиться?» – спрашивает герой Павла Кондратьева на сцене и – стреляет в своего партнера, героя Вадима Ахметова. Почему в реквизите боевое оружие? Под вопросом – безопасность театра, Евгений Степанович – уже не на отдыхе, рядом все больше нервничает директор в исполнении Дениса Цветкова – город-то маленький, слухи пойдут… Допрос начинается: перед следователем по очереди будут появляться сотрудники театра, каждый из которых знает более чем достаточно о другом. Но во время просмотра неоднократно посещает мысль о том, что все мы люди, и эта история могла случиться, вообще-то, где угодно, потому что абсолютно у всех ее героев свои скелеты в шкафу и свои интриги.
Надо сказать, что персонаж Алексея Браилко и сам не ангел: за его плечами – собственная трагедия. В жизни у него далеко не все хорошо, каждый день проходит с обезболивающим, однако в работе он, по его же словам, никогда не ошибается, и вообще уверен, что отдохнуть можно только на пенсии. Его историю – а сцен из прошлого разных героев здесь хватает, и они уместны – немного больше приоткроет вторая серия.
Уже к третьей серии сеть подозреваемых в смерти актера начинает разрастаться – и, возможно, у зрителя появятся более-менее точные догадки в том, кто виноват в трагедии (но это не точно). Директор театра нервничает все сильнее, подробнее раскрывается история убитого, но диалоги во всех семи сериях построены так, что до самого финала основная загадка остается закрытой. Сюжет «закипает» постепенно, приоткрывая закулисье театра – местами очень и очень нелестное, а потому и юмора здесь не много. Завлекающего «крючка» повествования в финале серий тоже нет – история просто продолжается дальше, но в данном случае это не сказывается на общем впечатлении. Персонажи прописаны хорошо и раскрываются как во время действия сюжета, так и, опять же, через флешбэки.
Андрей Ренкевич, помимо режиссуры, сам отвечал и за операторскую работу, и за постановку света в кадре, и за монтаж. Еще в «Марике» скачок в операторском мастерстве был обстоятельным – все сложилось как надо и в «Последнем спектакле»: работа получилась достойная. И, конечно, залог хорошей игры в кадре – это артисты театра: на сцене зрители видят их в одних амплуа – а в кино интересно наблюдать их совершенно другие роли.
Цветокоррекция в кадрах приглушена: это одновременно создает и ламповую атмосферу повествования, и напряжение. Еще одна очень сильная техническая сторона – это музыка Алексея Комнина: все композиции написаны в минорной тональности и звучат достаточно холодно, чтобы поддерживать атмосферу детективной драмы. И тут я отмечу еще одну деталь: вступительные титры с минималистичной анимацией персонажей, которые идеально сочетаются с саундтреком, исполненным в жанре легкого рока, очень быстро западающем в память.
В материале использованы кадры
из сериала «Последний спектакль»