Первый казахстанский лоукостер: мифы и факты (видео)
Существуют мнение, что все бюджетное – плохо. Если это авиалиния, то борты самолетов там не совсем чистые, некачественная обшивка кресел, плохой персонал. Поговорив с Жанар Жайлауовой – директором по продажам и маркетингу FlyArystan – мы еще раз убедились в том, что это заблуждение. Подробнее о первом отечественном лоукостере расскажет novoetv.kz.
FlyArystan — первая казахстанская бюджетная авиакомпания (лоукостер). Продажи билетов стартовали 29 марта 2019 года. Авиакомпания начала выполнять рейсы на внутренних авиалиниях 1 мая 2019 года.
Сейчас 48% пассажиров компании – женщины моложе 37 лет, 40% – мужчины моложе 38 лет, а 15% пассажиров – дети до 15 лет.
Расскажите о компании FlyArystan?
– FlyArystan был открыт как дочерняя авиакомпания “Эйр Астаны”. Код у “Эйр Астаны” KC. Мы начали оперировать с мая этого года. Сейчас выполняем маршруты по 6 направлениям внутри Казахстана. База у нас в Алматы. Мы летаем в Караганду, Нур-Султан, Уральск, Павлодар, Тараз и Шымкент. Это внутренняя авиалиния, мы летаем только по Казахстану.
Планируется ли открытие новых направлений?
– В планах есть летать в страны Центральной Азии и СНГ, включая Россию. Это, скорее всего, случится очень скоро – как только мы получим дополнительные борты. Сейчас в авиакомпании – два Airbus 320, планируется получить еще два. Как только мы получим дополнительные борты, у авиакомпании будет возможность расширить поле полета, включая международные рейсы.
То есть, двух самолетов достаточно для того, чтобы осуществлять перелеты по шести направлениям.
– Абсолютно верно. Мы выполняем шесть маршрутов с двумя бортами. Что это означает? Два борта, на самом деле, в летний сезон – это мало, потому что летний сезон – это высокий спрос, все наши пассажиры начинают летать. Сейчас у нас идет нехватка доступных перелетов, и эти два борта выполняют шесть маршрутов. С приходом еще дополнительных бортов, мы собираемся увеличить ровно на два раза перелеты и открывать даже другие базы. Когда я говорю “другие базы”, это означает вылет из других аэропортов. Сейчас у нас Алматы – база, в планах летать и из регионов.
На чем экономят лоукостеры? Почему такая низкая цена?
– Все в бизнес-модели лоукостера. Для того чтобы предложить низкую цену, мы должны как-то контролировать себестоимость, свои расходы. И в этом отношении лоукостеры очень дисциплинированы. Есть ряд факторов, которые влияют на снижение себестоимости. Эта бизнес-модель, эти факторы, они должны быть всегда сохранены, иначе очень быстро можно уйти в модель традиционной компании, где расходы очень высокие и предлагать низкие тарифы там практически невозможно. Я сейчас приведу ряд факторов, которые влияют на себестоимость и каких принципов мы придерживаемся. Первое – лоукостеры всегда имеют высокую загрузку воздушного судна. Что значит “высокая загрузка воздушного судна”? Приведу пример. Средняя загрузка воздушного судна 70%, тогда как у лоукостеров она должна быть 90%, под 100%. Ни одно кресло не должно вылететь пустым. Это первый фактор. Второй – короткий период времени обслуживая воздушного судна на земле. Традиционные авиакомпании обслуживают свои борты в течение часа. Пассажиры должны прилететь, посадка, высадка – это должно происходить в течении часа. Лоукостеры за 30 минут должны развернуть самолет. Это снижает расходы на обслуживание в аэропортах. Третий фактор – у нас единый класс посадочных мест в салоне – это эконом-класс. Это нас спасает от расходов на бизнес-класс, на тренинги, на сервис, потому что бизнес-класс, вы сами знаете, требует очень больших вложений. Также дистрибуция. Приобретение билетов лоукостера через интернет. Мы на этом сокращаем расходы на комиссии турагенств. Мы пытаемся продавать (билеты – прим. ред) только через свой сайт, мы не хотим иметь посредников, потому что посредники – это тоже расходы. Мы не предлагаем никаких стыковочных рейсов. Мы от этого отказываемся, потому что стыковочный рейс – это дополнительные расходы за перевозку багажа. Если пассажир опаздывает, его пересаживают на другой рейс – все упирается в расходы. Еще один фактор – это минимальный экипаж воздушного судна. В этом случае мы никак не пренебрегаем безопасностью, мы все требования выполняем. Что касается сервиса, например, в обычных авиакомпаниях на Airbus 320 ставят 6 бортпроводников, в нашем случае 4, и это количество соответствует требованиям безопасности, когда на 50 пассажиров нужен один бортпроводник. И самый главный момент – мы выводим все дополнительные услуги, такие как багаж, питание, выбор места в салоне за приделы базовой стоимости авиабилета. Это означает, что у пассажира появляется выбор: вы платите только за свое место и вы летите налегке, у вас есть 5 кг ручной клади либо вы доплачиваете отдельно за багаж. Таким образом, все эти факторы влияют на себестоимость.
Можно ли забронировать определенное место?
– В компании FlyArystan такого нет. У пассажира, который купил себе билет, будет место, которое система выдает рандомно. Как это работает? Вы покупаете билет, и когда проходите онлайн-регистрацию или регистрацию в аэропорту, вам попадается любое место, которое выдает система. Система выдает место бесплатно, но, если вы хотите поменять его, за этот выбор вам придется заплатить. Все, у кого одна бронь, система не делит. Если вы покупаете билет перед вылетом, многие уже сделали онлайн-регистрацию и остались те места, которые уже есть в системе, нескольких человек невозможно посадить в один ряд – система их разделит. Но система настроена так, что при бронировании семьи она делает локацию в одном месте. При условии, что это сделано заранее.
Планируется ли рейс Караганда – Шымкент?
– Планируется расширение маршрутной сетки, так как мы в будущем объявим наши новые базы. Большая вероятность, что такой рейс появится.
Расскажите о том, как работает ваучер во FlyArystan?
– Ваучер во FlyArystan – это электронный документ, в котором хранится сумма, образованная в результате возврата вашего билета в случае, если вы не летите. Как это можно понимать? Это – виртуальный документ. Вы покупаете билет и вдруг не летите, хотите сделать возврат. Применяется штраф в размере 10 тыс тг и все, что остается после штрафа от тарифа, возвращается к вам в виде ваутчера. Вы можете использовать его для покупки нового билета в будущем или для покупки дополнительных услуг. Тут важно понимать то, что его физически не существует, его никто не выдает. Это электронный кошелек.
Если остались такие “деньги”, можно ли их использовать на борту?
– Сейчас ваучер вы можете использовать только до вылета в контакт-центре FlyArystan (можно заранее позвонить и заказать необходимые услуги – прим. ред), на стойке регистрации. К сожалению, пока на борту во время полета это невозможно.
Есть ли у вас акции на билеты?
– Сейчас у нас продажа открыта до 26 октября на перелеты. С начала момента продаж мы уже достаточно много продали. Как вы говорите, билеты акционные, если так назвать те, которые стоят меньше 10 тыс тг, мы их продали 60%. Это достаточно дешево.
Будут ли какие-то акции к праздникам?
– У нас до конца этого месяца будет объявлено продажа на зимнюю навигацию – с 26 октября по 28 марта (в авиации это считается зимней навигацией – прим. ред), вы можете следить на нашем сайте за продажами.
Когда можно купить билеты по указанной цене в рекламе?
– Очень актуальный вопрос. Все требуют билеты. Я всех призываю – подписчиков, пассажиров, будущих и уже существующих – пожалуйста, планируйте свое путешествие заранее. Если сейчас вы откроете наш сайт или позвоните в контакт-центр и забронируете билеты на сентябрь, на октябрь, на август, цены, которые мы указывали в рекламе, доступны. Это рекомендация. Мы должны с вами все понимать, что летний сезон – это высокий спрос. У FlyArystan сейчас в авиапарке только два борта и 6 маршрутов. В Нур-султан у нас только 2 рейса в день. Есть негатив – где ваши обещанные цены? Они есть, их нужно просто бронировать заранее. На сегодняшний день мы продали 250 тысяч мест, из них 60% билетов куплены по цене меньше 10 тысяч тг.
Можно ли брать животных на борт?
– Да. Пассажирам разрешается брать с собой в салон небольших кошек, собак, рыбок и черепашек – до 8 кг. Если вес свыше 8 кг, включая контейнер, в котором должны перевозиться животные, то мы их перевозим в багажном отсеке. Иногда у нас просят перевести птиц и грызунов, но их нельзя перевозить ни в салоне, ни в багажном отсеке.
Животные перевозятся платно?
– Да. Животные перевозятся платно. Для того чтобы перевезти ваше животное, за 24 часа до вылета вам необходимо уведомить об этом через кол-центр либо ваше агенство, либо нашу компанию, потому что это требует дополнительной проверки со стороны авиакомпании. Пассажирам нельзя просто так прийти на регистрацию и сказать, что у него животное. Это должно быть известно до отправления.
Обязательно нужны документы на животное?
– Да. Ветеринарный паспорт и ветеринарное свидетельство.
Лучший отдых – тот, который планируют заранее. И самая главная часть в нем – билеты. Это поможет вам избежать негативных воспоминаний об авиакомпаниях. Всем позитива!
Контакты FlyArystan:
Контакт-центр – 8 727 331-10-10
Общие правила бюджетных авиаперевозчиков
- отказ от традиционных видов сервиса на борту
У лоукостеров нет разделения по классам, там более узкие сидения, меньше расстояние между креслами, что позволяет взять на борт больше пассажиров. Питание, провоз багажа и выбор места – за отдельную плату.
- оптимизация маршрута: частотные маршруты от точки до точки и сокращение времени простоя – до 40 мин в аэропорту, короткие и средние расстояния – в среднем, до 2000 км.
- унификация флота – используются самолеты одной модели с одним классом обслуживания, что позволяет сэкономить на штате. Авиакомпании стараются использовать борты не старше 10 лет для экономии денег на обслуживание.
- использование второстепенных аэропортов.
Чем меньше самолёт на земле, тем меньше он делает издержек. Время разворота у бюджетной авиалинии – 25 минут. Иногда можно наблюдать, что в одну дверь самолёта заходят пассажиры, а в другую только успевают выходить прилетевшие пассажиры – вот это и есть яркий пример экономии времени простоя.
- подход «как можно меньше багажа на борту» позволяет не только уменьшить взлетный вес самолета, что дает меньший расход топлива, но и сокращает время обслуживания самолета на земле.
- персонал обучается выполнять несколько ролей
В некоторых авиакомпаниях, например, стюардессы также проверяют посадочные талоны при выходе на посадку. Пилотов могут нанимать через посредников.
- безопасность
Лоукосты используют сравнительно новые самолеты и хорошо за ними следят. По статистике, у 3 крупнейших европейских лоукостов за всю историю не было ни одного крупного авиационного происшествия, а в целом обычные происшествия происходят в 3 раза реже, чем в среднем у всех самолетов в мире и на 20% реже, чем в среднем для самолетов возрастом 0-5 лет. Поэтому безопасность можно назвать одним из главных плюсов лоукостов, наряду с ценой.