Новый художественный руководитель и награда критиков: как завершается 2023 год в карагандинском театре имени Станиславского
Нового художественного руководителя русского драматического театра имени К.С. Станиславского представили карагандинским СМИ. Им стал Рача Макатаев. Ранее он служил актером в Государственном академическом русском театре для детей и юношества имени Н. Сац в Алматы, а среди его режиссерских работ, на данный момент – в основном классические произведения. Еще одна отличная новость накануне Нового года – актеру театра Богдану Пынке вручили награду Объединения театральных критиков Казахстана за роль в спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина.
Рача Махатаев родился в Семипалатинске, в 2012 году он окончил алматинский Республиканский эстрадно-цирковой колледж имени Ж. Елебекова по специальности «Актер», а в 2018 году – Российский государственный институт сценических искусств (СПбГАТИ) по специальности «Режиссер». Среди его режиссерских театральных работ – «Мертвые души» по Н.В. Гоголю, спектакль по мотивам пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера» – «К Брехту», одноактный спектакль по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» – все в СПбГАТИ, а также «Ревизор» по Н.В. Гоголю в алматинском русском драматическом театре имени Ф.М. Достоевского.
На должность художественного руководителя в карагандинском русском драматическом театре имени К.С. Станиславского Рача Махатаев вступил 13 декабря. Ранее, поделился, с театром знаком не был, но видел спектакль «Навстречу мечте» – историю воспитанников детского дома по повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!».
«Должность художественного руководителя для меня в данном случае первая. Но, конечно, уже определены основные направления, которых хотелось бы придерживаться. Первое, что отмечу: театр – это все-таки пространство мысли и смыслов, а не исключительно развлекательное заведение. Важно, чтобы зритель, посещая спектакли, задумывался о жизни, и театр может ему в этом помочь. Те же высокие комедии, по сути, всегда идут на грани с трагедиями. В плане направленности постановок больше доверия у меня к классике – она давно показала себя и имеет в своем содержательном пространстве поле для серьезных, где-то вечных, болевых тем», – рассказал Рача Махатаев.
Художественный руководитель добавил: видение театров как заведения развлекательного порой становится одной из самых больших ошибок и со стороны театров, и со стороны зрителей. Поэтому бывает неясно: то ли театр ведет зрителя, то ли зритель – театр.
«И как последствие – зрителю порой становится тяжело в театре: пробиться к смыслам, постигнуть главную идею спектакля. Тем не менее, зритель у театров есть – с этим проблем нет, но вопрос в том, по какому пути театрам идти с их аудиторией», – резюмировал Рача Махатаев.
К слову, Рача Махатаев побывал на церемонии награждения Объединения театральных критиков Казахстана вместе с получившим награду Богданом Пынкой. Отметим, что в этом году эксперты объединения номинировали карагандинский спектакль по пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в постановке Константина Денискина на «Приз критиков» в четырех номинациях. Исполнителя роли Тарелкина Павла Кондратьева номинировали в категории «Актер года», его коллегу Богдана Пынку за роль Расплюева – в категории «Актер второго плана», Елену Ким – за сценографию спектакля в номинации «Художник года», а режиссера Константина Денискина – в номинации «Лучший зарубежный режиссер». Церемония вручения наград прошла в Алматы в Государственном академическом корейском театре музыкальной комедии. Награду получил только Богдан.
«Когда отмечают критики – это всегда приятно. Объединение театральных критиков в Казахстане – организация молодая, ей около пяти лет, но очень нужная. И такая награда – престижная. Когда мы играем спектакль, мы, конечно, не задумываемся о том, а дадут ли нам награду – мы просто работаем, получаем удовольствие от этого, получаем зарплату, и конечно, приятно, когда наша работа отмечается», – поделился Богдан.
Режиссер Константин Денискин, комментируя победу актера, подчеркнул: вся постановочная команда трудилась над этим спектаклем скрупулезно и старательно – все работали много и усердно. Так что за театр – рад.
«Оособенно рад, что Богдан получил награду за свою роль. Он много работал, как и Павел Кондратьев, который исполнил роль Тарелкина. Я чувствовал, что они друг друга очень поддерживают, часто во время перерывов видел их вдвоем в сквере рядом с театром: ребята пили кофе, постоянно что-то обсуждали. Вообще все кто занят в спектакле – все большие молодцы. Однако «Смерть Тарелкина» со дня премьеры была сыграна всего три раза, а с последнего показа прошло уже полгода… Такой спектакль надо наигрывать, показывать зрителям, подавать заявки на его участие в театральных фестивалях, и тогда он будет расти, развиваться и жить дальше», – поделился Константин Денискин.
В театре с этим согласны, и рассказали о причинах отсутствия показов «Смерти Тарелкина» – они, как оказалось, есть, и весьма серьезные.
«У некоторых наших актеров случались травмы, и спектакли пришлось заменять. Один из показов выпадал на день, когда по Казахстану объявили траур из-за трагедии на шахте Костенко. Показ должен был состояться и в декабре, но часть нашей команды уедет на сессии… Следующий показ ожидается в феврале, насколько мне известно – поэтому приглашаем зрителей следить за нашим репертуаром. Мы сами хотим играть его: он по-своему сложный, в нем все построено на мелочах, которые очень важны. Если его не наигрывать, эти детали могут просто забыться», – рассказал Богдан Пынка.
Фото автора