Общество

Модели исторических судов собирает школьник из Караганды

Кирилл Гайер – 11-го класса из города Шахтинска – интересуется судомоделированием. Это увлечение приносит ему не только определенный опыт и знания, но еще и победы на различных конкурсах, передает caravan.kz.

Раньше Кирилл мечтал стать капитаном корабля, потому что очень любил пассажирские лайнеры.

«Корабли мне гораздо интереснее, чем самолеты. Я универсальный моделист. Хорошо знаю историю, но детские воспоминания и увлечения ничем не перебить», – говорит Кирилл.

Кирилл собрал уже множество кораблей, но у него есть самый любимый.

«Моей первой моделью, которую мы собрали с братом, когда я учился во втором классе, был корабль «Титаник». После прочитанных книг я захотел собрать один из больших пароходов Добровольного флота Российской империи «Орел», так как я очень люблю гражданский флот, а тем более пароходы начала XX столетия. Модель выполнена из бумаги и картона в масштабе 1 к 200», – рассказывает Кирилл.

Кирилл интересуется историей и рассказывает, что в 1878 году император Александр III учредил Добровольный флот с целью иметь годные для военных нужд пароходы, которые можно было бы быстро вооружить и использовать как вспомогательные крейсеры, госпитальные суда или суда для перевозки десанта. Одним из источников средств для постройки судов являлись пожертвования от русских городов. Соответственно размеру пожертвований устанавливалась очередность присвоения имени города тому или иному кораблю.

«6 июля 1908 года императором Николаем II было утверждено решение об отпуске средств на создание пароходных сообщений на Дальнем Востоке, что стало основанием для заказа за границей Добровольным флотом пяти новых пароходов. Заказ на постройку пароходов был выдан германской фирме Ф. Шихау. 30 сентября стороны подписали договор. Согласно договору фирма обязывалась построить пять одновинтовых пароходов спардечного типа, три из которых несколько больше остальных. Все пять кораблей должны быть построены и отделаны как первоклассные почтово-пассажирские пароходы и готовы к официальным испытаниям через 12 месяцев после подписания договора», – рассказывает Кирилл.

Так как суда планировалось использовать для специальной службы в военное время, предусматривались подкрепления для установки трех 120-миллиметровых пушек, место для укладки на палубе рельсов для подвозки из трюмов на корму мин заграждения. Внутренние помещения рассчитывались на перевозку 600 человек десанта.

Штат судового состава включал 95 человек. 13 апреля 1909 года строящимся судам были присвоены имена: трем большим – “Орел”, “Полтава”, “Рязань”; остальным – “Симбирск”, “Пенза”. 1 августа 1909 года пароход “Орел” вышел на испытания. Уже в конце 1909-го “Орел” и “Полтава” начали выполнять рейсы на Дальнем Востоке.

«С началом Первой мировой войны «Орел» вошел в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера и был оснащен боевыми орудиями: два 120-миллиметровых, два 75-миллиметровых и четыре 47-миллиметровых. В дальнейшем использовался как учебный корабль для обеспечения корабельной практики воспитанников военно-морских учебных заведений. В этом качестве «Орел» с небольшими перерывами находился в заграничном плавании, посещая порты Индокитая, Индонезии и Японии.

В 1922 году правление Добровольного флота, обосновавшееся к этому времени в Париже, продало «Орел» одной из английских фирм, которая дала ему имя “Silvia”. В 1934 году пароход перешел в собственность судоходной компании из Гонконга и был переименован в “Haitan”. Во время Второй мировой войны “Haitan” мобилизовали и включили в состав британского ВМФ. В июне 1946 года он был возвращен владельцу, а в 1950-м разделан на металл в Гонконге», – продолжает ученик.

При сборке модели парохода «Орел» самым сложным, признался Кирилл, была подгонка киля и борта.

«Бумажные модели – самые сложные в судомодельном спорте, так говорят мои более опытные коллеги из России, которых я вначале не слушал, но, видимо, зря, – говорит Кирилл. – Особенно я это осознал, когда начал работать над мелкими деталями вентиляции, лебёдок и шлюпок. А до этого всё шло, как говорится, как по маслу. Это увлечение остается самым интересным и познавательным для меня, моделиста с четырехлетним стажем и двум взрослым разрядам по судомодельному спорту».

Когда его преподаватель узнал, что Кирилл делает бумажную модель, а в то время они готовились к чемпионату РК, он попросил, чтобы ученик взял с собой «Орел».

«Я согласился. Но за неделю до соревнований я был опечален тем, что не успеваю собрать модель, рассказав об этом своему преподавателю Александру Васильевичу Охрименко. Он спросил: «И что мы повезём?». И тут я понял, что как капитан команды должен доделать модель или хотя бы привести её в божеский вид, чтобы можно было выставить на стенд», – говорит Кирилл.

Перед соревнованиями началось то, что должен пережить каждый моделист: например, бессонную ночь, во время которой он занимается моделью и доводит её до идеала.

«Так было и со мной, – говорит Кирилл. – Я всю ночь делал такелаж и приклеивал те детали, которые можно было приклеить. В итоге мой недоделанный «Орел» занимает второе место на чемпионате Казахстана, что стало для меня стимулом продолжать собирать модели как из бумаги, так и из других материалов, таких как благородное дерево или дешёвый пластик».

На этом Кирилл останавливаться не собирается. У него очень много планов. В будущем молодой человек мечтает стать инженером-конструктором. Также судомоделист занимается робототехникой. Он участник многих республиканских и международных состязаний.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button