Касым-Жомарт Токаев: “Учебники у нас очень низкого уровня”
В ходе выступления на третьем заседании Национального совета общественного доверия Глава государства высказался о возможных переменах в сфере образования и о качестве оказываемых образовательных услуг. Об этом сообщает официальный сайт Президента Республики Казахстан.
“Казахстанской школе необходимы хорошо оборудованные и небольшие по количеству учащихся классы. По Госпрограмме образования к 2025 году планируется построить 800 новых школ более чем на 650 тысяч мест, 114 интернатов для сельских опорных школ, более 700 спортивных залов”, – сказал Глава государства.
Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание членов Совета на задачах по сокращению разрыва между городскими и сельскими школами, обеспечению безопасности детей, решению проблем насилия и суицидов среди учеников. Также требует совершенствования система управления и финансирования образования.
“По моему решению с 2021 года управление районными отделами образования и их финансирование переходит на уровень области. Вместе с тем в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования. Правительству предстоит разработать новую понятную и прозрачную систему назначения директоров детских садов, школ, колледжей. Внедрение института ротации и аттестации директоров также должно повысить эффективность управления”, – считает Глава государства.
Президент призвал всемерно повышать эффективность преподавания государственного языка. В этом вопросе необходимо использовать европейский опыт языковой интеграции.
“Они при обучении языку делают ставку на молодежь в учебных заведениях. Поэтому считаю, что с 2021 года Комитет языков необходимо передать в Министерство образования и науки. Такой шаг позволит сконцентрировать в едином центре весь государственный потенциал в области разработок и преподавания методики казахского языка, выстроить систему анализа и мониторинга успешности внедряемых образовательных программ”, – предложил Касым-Жомарт Токаев.
Также президент отметил, что необходимо активно развивать техническое и профессиональное образование.
“В рамках проекта «Жас маман» мы обновляем материально-техническую базу 180 колледжей. Программой бесплатного профессионального технического образования ежегодно охвачены 100 тысяч студентов, – сказал Касым-Жомарт Токаев. – Отдельного внимания требует молодежь категории NEET, дети из малообеспеченных, многодетных семей, сельская молодежь. Правительству нужно проработать вопрос по увеличению государственного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием, в том числе для данных категорий”.
Другими важными реформами в ТиПО, отметил глава государства, должны стать внедрение академической самостоятельности, переход на кредитную систему и введение подушевого финансирования.
“Наша система профессиональной ориентации должна учитывать будущие потребности рынка труда в пределах 10-15 лет. Для этого министерство образования должно полноценно внедрить «Атлас новых профессий и компетенций» в качестве компонента системы профессиональной ориентации”, – сказал президент.
Еще одним важным компонентом системы образования и воспитания могли бы выступить Вооруженные силы.
По словам Токаева, служба в армии должна давать определенные профессиональные навыки для дальнейшей гражданской жизни.
“Министерствам образования и обороны следует проработать данный вопрос. Прошу членов Совета также дать свои предложения с точки зрения использования потенциала Вооруженных сил для передачи молодому поколению профессиональных знаний”, – отметил глава государства.
Введение карантина и режима изоляции показало, что работоспособных систем дистанционного образования в полном объеме в республике пока нет. В будущем, по словам президента, подобные кризисы могут повториться. Поэтому следует в ускоренном порядке урегулировать вопросы дистанционного обучения как на законодательном, так и на методологическом и организационном уровнях.
“Министерство образования и науки должно подготовить план поэтапного перевода учебников на цифровой формат с закреплением прав на безвозмездное пользование ими за данным ведомством, – добавил Касым-Жомарт Токаев. – Наболевший вопрос – качество учебников. Вопрос поднимается регулярно, он далеко не праздный – от качества учебников зависит качество образования. Это аксиома. Поэтому требования к научно-практической экспертизе и апробации учебников следует кардинально повысить. Это приоритеная задача министерства образования. Учебники у нас очень низкого уровня.”
Глава государства на законодательном уровне поручил закрепить ответственность разработчиков за качество учебников.
“Подготовил плохой учебник, не “пошел он в жизнь” – разработчик данного учебника должен нести ответственность. По-другому никак нельзя”, – подытожил президент.