Сегодня, 24 февраля, в Караганде пройдет заключительный день гастролей “Астана Балет”. Команде novoetv.kz удалось поговорить с гостями. Делимся с вами тем, что мы узнали!
Изначально коллектив “Астана Балет” планировал провести в шахтерской столице два дня – 23 и 24 февраля. По многочисленным просьбам карагандинцев, руководство театра открыло продажу на дополнительный день – 22 февраля, на который билеты раскупили за три дня!
После первого гастрольного дня с журналистами нашего города встретились представители “Астана Балет”: Александр Совостьянов (директор театра), Мукарам Авахри (главный балетмейстер), Рикардо Амаранте (приглашенный бразильский хореограф), Казбек Ахмедияров (ассистент хореографа, ведущий солист) и Айжан Мукатова (ведущая солистка).
В начале пресс-конференции директор театра – Александр Александрович – выразил благодарность зрителям нашего города. Он также отметил, что “Астана Балет” гастролирует по всем регионам страны с интервалом в 2-3 года. За это время театр ставит новые постановки и выступает в стенах родного театра.
Главный балетмейстер – Мукарам Авахри – отметила, что с артистами работать бывает хорошо, а бывает и трудно, а балет – тяжелый вид искусства, где артисты закаляются с детства. По ее воспоминанием, в последний раз “Астана Балет” выходила на театральные подмостки Караганды три года назад, и сейчас весь коллектив искренне рад оказаться здесь вновь.
“Мы были заинтересованы в зрителях, потому что знаем, что зритель Караганды – очень знающий, понимающий и поэтому мы специально выбрали эту программу для гастролей”,- делится балетмейстер.
Поддержать и помочь артистам освоится на карагандинской сцене приехал и Рикардо Амаранте, который работает с театром “Астана Балет” три года. Мукарам Авахри считает, что приглашенный хореограф нравится столичным артистам, а балетмейстер в свою очередь осваивает новые языки – русский и казахский – для лучшей коммуникации с творческим коллективом.
За время работы в Астане Рикардо смог себя почувствовать частью столичного театра, узнал многих артистов, уровень которых с каждым годом становится все лучше.
“Уровень (артистов – прим. ред.) поднялся намного выше, и мы объездили почти весь мир. Мы стали одной из сильнейших компаний”, – рассказал хореограф журналистам.
Каждые гастроли – ответственная задача для каждого артиста, а для Айжан Мукатовой это было и очень волнительно, ведь девушка, родившаяся и выросшая в Караганде, объездив весь мир с гастролями, впервые выступала в родном городе под пристальным вниманием родственников. Кроме мамы Айжан никто из родных не видел девушку на сцене.
“Я не знаю, почему-то волнуюсь. Особенно, наверно, потому, что мой старший брат никогда не хотел, чтобы я была балериной, и до сих пор не понимает этого – он впервые придет на меня посмотреть”, – рассказала Айжан.
В 2003 году Айжан окончила Алматинское хореографическое училище им. А. В. Селезнева (класс педагога Гуляевой И. Н.).
“В училище когда училась, наверно, была просто старательной. А именно само осознание пришло позже, уже в процессе работы. Я, конечно, поняла, что я должна быть на сцене и творить. Это – мое”, – продолжает артистка.
С 2003 по 2010 годы Айжан была солисткой в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой, в 2007 году прошла стажировку в театре Ла Скала (Милан, Италия), а с 2010 по 2016 годы работала в Академическом театре Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург, РФ). В “Астана Балет” девушка выступает с 2017 года.
Про свои роли в постановках девушка, скромно улыбаясь, говорит, что словами многое ей сложно сказать, проще – передать все языком тела.
После пресс-конференции девушка встретилась в мамой, которая пришла поддержать ее, а после – ушла готовиться к выходу на сцену. В этот вечер, как и говорила девушка, посмотреть на её выступления пришли ее родные и близкие, которые еще долго не отпускали Айжан, когда занавес закрылся, а зал опустел.
Что показала “Астана Балет” в Караганде
В первые два дня – 22 и 23 февраля – программа была одинаковая. Вначале это был одноактный балет “Серенада”, премьера которого в Астане прошла 25 мая 2017 года. Как отмечает пресс-служба столичного театра, это стало значимым событием для Казахстана, так как этот балет, поставленный Джорджем Баланчиным в Америке, является признанным шедевр неоклассической хореографии.
При всей внешней простоте “Серенада” очень сложна в техническом, музыкальном и стилистическом плане.
В этом балете танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета – музыка серенады, если угодно – это танец при луне.
Балет Джорджа Баланчина на музыку Серенады для струнного оркестра П. Чайковского подготовлен в сотрудничестве с Фондом Баланчина и выполнен в соответствии со стандартами стиля и техники.
«Я хотел бы отметить, что мы очень гордимся тем, что мы имеем право показывать легендарный балет Баланчина. Переговоры длились около года, и все-таки мы получили право показывать этот балет, не каждый театр его удостаивается. Мы рады, что можем показать мастерство наших танцоров в этом спектакле всему миру», – отметил приглашенный хореограф Рикардо Амаранте в одном интервью.
После антракта зрители увидели постановку Уильяма Форсайта “In thw middle, Somewhat Elevated” (Посередине, чуть выше).
Уильям Форсайт – один из признанных гениев-хореографов нашего времени. С его именем, в немалой степени определившем развитие балета на стыке веков, связана своеобразная революция в балете. Его хореография ставит под сомнение наличие гравитации, в результате чего рождается виртуозность на грани человеческих возможностей.
“In the Middle, Somewhat Elevated” был создан в 1987 году для этуалей, то есть первых звезд, Парижской оперы – Сильви Гиллем, Изабэль Герэн, Лорана Илер и Мануэля Легри. Он является вторым и самым известным разделом балета в четырех актах Impressing the Czar.
Компании по всему миру почитают за честь иметь в репертуаре постановки Форсайта, и только самые лучшие получают такое право. “Посередине, чуть выше” ставят New York City Ballet, Лондонский Королевский балет, Парижскую Оперу, Нидерландский театр танца, Национальный балет Канады и с 2017 года – ”
Астана Балет”.
А заметили ли вы, что во время этой поставки на сцене висят золотые вишенки?
Название первого балета, сделанного на музыку Баха (фрагменты из Чаконы), оставили без перевода; второй (финал Девятой симфонии Шуберта) обозначили как «Головокружительное упоение точностью»; третий, традиционно переводившийся в России как «Посередине, слегка на возвышении», балетмейстер вдруг предложил назвать «Там, где висят золотые вишни».
Балет «Там, где висят золотые вишни» во всем мире известен под другим названием – «Нечто, подвешенное в центре». Странное название возникло случайно. Дело в том, что к мировой премьере в Париже художники должны были изготовить много больших золотых объектов, но успели сделать только несколько маленьких. Уильям Форсайт в негодовании вывесил в центре абсолютно пустой сцены две золотые вишни, совсем низко, прямо над полом.
Балет “In the Middle, Somewhat Elevated” очень ритмичен и отличается от классических движений. Говоря про эту постановку, хореограф Рикардо Амаранте сказал: “А почему бы не поставить руку иначе, чем в классическом балете?” Наверно, это главная установка балета, который завораживает красотой, ритмичностью и… неожиданностью.
Сегодня, 24 февраля, карагандинцы увидят: “Love’s lost Idols”, “Love. Fear. Loss” и “A Fuego Lento”. Два последних балета поставил Рикардо Амаранте – приглашенный бразильский хореограф.
“Love’s lost Idols” (“Утерянные кумиры любви”) показали столичной публике в ноябре 2018 года.
“Утерянные кумиры любви” – это лирическая медитация, пластический парафраз ответа на вопрос: «Как мы живем и любим, зная, что всему придет конец?». Ничто не вечно, все непостоянно, есть только «здесь» и «сейчас», лишь это можно полностью осознать и этому радоваться.
Благодаря пластике, артисты рассказывают волнующую историю о том, что все непостоянно. Благодаря многоплановому выразительному, а местами и экстремальному, языку танца, артисты представляют на сцене миг жизни.
Музыка Эцио Боссо, по словам Николо Фонте – хореографа-постановщика “напоминает полумрак, чем-то похожа на свет, который стремится просочиться через трещину в стене, чтобы, наконец, освободиться, она подобна сильному, мгновенному, эмоциональному проявлению радости или удивления”.
Во втором отделении зрители увидят “Love. Fear. Loss” и “A Fuego Lento”.
Идея, хореография и костюмы “A Fuego Lento” – Рикардо Амаранте.
Идея этого одноактного балета – медленный огонь. Балет о том, как человек открывает для себя первые чувства любви и желания.
Ощущение нарастающего жара и эмоционального накала – все это медленно сжигает изнутри.
“A Fuego Lento” – это страсть в каждой сцене, облаченная в соблазнительные ритмы чувственного танго.
Балет “Love. Fear. Loss” (Любовь. Страх. Потеря), поставленный на музыку Эдит Пиаф, Шарля Дюмона и Жака Бреля в обработке Натальи Чепуренко, также идея Рикардо Амаранте.
Балет навеян необыкновенной жизнью и восхитительной музыкой французской певицы Эдит Пиаф. Каждый дуэт рождает чувства трепетной любви, затем страха равнодушия и, наконец, трагедии потери.
Ее музыка была полным отражением ее судьбы. Песня “Гимн любви” повествует о чувствах, которые она, так же, как и все остальные, испытывает в начале зарождающихся отношений.
По прошествии времени большинство ее песен раскрывают тему трудностей во взаимоотношениях. Примером этому стала завораживающая интерпретация “Не покидай меня”. И одни из самых сильных чувств, которые может испытать любой из нас при потере близкого человека, выражены в песне “Боже мой”.
Рожденная после внезапной гибели возлюбленного певицы, она, как зеркало ее души, отражает всю глубину трагедии, постигшей эту великую историю любви.
Это не весь материал, который мы подготовили для вас в рамках гастролей “Астана Балет”! Следите за обновлениями ютьюб-канала NovoeTV: в скором времени там появится интервью с Айжан Мукатовой!
Ходите чаще в театры, воспитывайте в себе культуру и открывайте что-то новое!