История старой новой “Явы”
Любой собиратель ретро авто- и мото- техники мечтает найти автомобиль или мотоцикл, который простоял больше 30 лет в сарае или на чердаке новый.
Я, Олег Чайка, о такой покупке даже не мечтал, но думал об этом. Мне попадались мотоциклы и мотороллеры, которые выпускали в 1991 году, когда их народ покупал просто чтобы не пропали деньги – как нечто более-менее ценное и дорогое. Так до сих пор всплывают “ИЖ”, «Юпитер-5», мотороллеры грузовые, а у военных из их неприкосновенного запаса можно прикупить мотоциклы с коляской – «Днепр» или старые грузовички – ГАЗы, МАЗы и ЗиЛы.
Мне же досталась «Ява».
А нашлась эта «Ява» под Карагандой, в городе-спутнике Сарань. Там я родился, жил и часто навещаю родственников или наведываюсь на базарчик местный.
И в очередной променад по местному рынку, мне предложили купить у дедушки НОВЫЙ МОТОЦИКЛ «Ява».
Ну что делать? «Явы» новые не каждый день предлагают, и я согласился. Оставил свой номер телефона посреднику и уехал в ожидании звонка.
Увы!.. Прошло два месяца, а от посредника базарного – тишина. Тогда я снова наведался к нему и спросил, что по «Яве». Ох уж эти посредники! Хотят заработать длинную деньгу, но при этом ничего не делают и даже не ищут, у какого именно деда эта «Ява» стоит.
Оказалось, что дедок живет на окраине Сарани, и к нему съездить – максимум полчаса в одну сторону. Я как честный покупатель прождал пару месяцев, а потом сам поехал к этому деду и сторговался за «Яву».
Когда дед открыл свой небольшой гараж, я был в приятном шоке: новая «Ява», без пробега, ни разу не заводилась!
Дед только снял переднее колесо, чтобы её не угнали.
Модель «Явы» оказалась 634 1976 года, краска родная, покрышки фирменные «БАРУМ», мягкие, как будто вчера только их поставили.
Но вот в бочке меда была и ложка дегтя: хромированные детали на ней все испортились, и их надо заново перекрывать.
Я у дедули поспрашивал, почему он её из ящика вытащил, если не собирался ездить и почему хром не покрыл солидолом для сохранности, и вообще, почему её купили и не ездили?! В ответ дед рассказал такую историю.
Во времена СССР дедуля хорошо зарабатывал, и каждый год в отпуск летал в Москву к родственникам, отдыхать. В очередной отпуск в Москве, хорошо «приняв на грудь» с братом, им позвонила тетка (она работала в магазине СПОРТТОВАРЫ) и сказала, что в магазин завезли партию новых мотоциклов «Ява», не хотели бы они прикупить для себя. Братья на радостях поехали покупать без очереди «Яву» за 900 рублей.
Доставка до Караганды в багажном вагоне обошлась еще в 50 рублей. Просто очереди были не только за «Явами», но и в багажное отделение города Москвы ( Эх, время было – денег много, а купить нечего – не то, что сейчас).
А вообще-то у этого деда с братом не было прав, да и куда ездить? Их возили, а сами они на велосипеде катались. Вот так «Ява» и простояла с 1976 года до нынешних дней не тронутой.
А сейчас продал её дед только потому, что ему уже под 80 лет, а сыну она не нужна.
Вот и пришло время поменять хозяина “Яве”. И я её тоже не буду заводить, и кататься на ней не буду, а зачем? Пусть так и останется на консервации и простоит еще 40 лет. Правда, ее к этому хорошенько подготовить надо.