Истории реальных паралыжников, непростые съемки и личные открытия – режиссер казахстанской картины «Паралимпиец» Алдияр Байракимов рассказал в интервью корреспонденту “Нового”, как проходила масштабная работа над фильмом.
«Паралимпиец» – это история Максата Куанышбаева – одаренного лыжника, с детства мечтавшего завоевать олимпийское золото. Страшная авария лишает его ноги, и долгие годы Максат пребывает в глубочайшей депрессии, пока ему не предлагают попробовать свои силы на Паралимпийских играх. В Государственном центре поддержки национального кино спортивную драму представили накануне старта Паралимпиады в Пекине, которая началась 4 марта. Казахстанские СМИ называют картину Байракимова “одой всем казахстанским спортсменам”.
Сам режиссер Алдияр Байракимов отмечает, что в создании картины сильно помогали паралимпийцы и тренеры Паралимпийской сборной.
Подготовка – как это было
В 2020 году Алдияр вместе со сценаристом Венерой Каиржановой отправился на чемпионат РК по паралыжным гонкам в Щучинск для знакомства с паралимпийцами и наблюдения за подготовкой к гонкам в реальной жизни.
“Это была суперполезная поездка, – делится режиссер. – То есть это было еще до питчинга. Мы встретились там с тренерами, это Олег Святославович Коломеец и Василий Коломеец”.
Олег Святославович он был тренером Олимпийской сборной в 2014 году, Василий же – действующий тренер сборной. Именно от них создатели кинокартину почерпнули новые для себя знания: как ведутся соревнования, как происходит подсчет, с каким временем выезжают спортсмены. Также команда познакомилась узнала истории о судьбах паралимпийцев, попавших в сборную.
Кинематографисту рассказали много историй про людей, которые, получив травму, закрывались, могли годами не выходить из дома: им сложно было принять себя, а многие считали, что общество не готово их видеть на улице. Режиссер и сценарист также лично познакомились со многими паралимпийцами.
Паралимпийское движение позволило таким людям не просто справиться со своими переживаниями, но и буквально обрести новую семью.
Алдияр признался, что изначально планировал снять биографическое кино. Идея пришла когда в 2018 году он увидел новость о победе Александра Колядина на спринте 1500 метров на Зимней Паралимпиаде в Пхенчхане. Однако поездка в Щучинск поменяла представление создателей о будущем фильме. Алдияр и его команда поняли, что будут делать собирательный образ.
“Познакомившись с большим количеством паралимпийцев, мы подумали, что все-таки лучше сделать собирательный образ, где могли бы соединить разные истории, добавить свои художественный вымысел в это”, – отмечает Байракимов.
Режиссер также добавил, что его команде помогал тренер Антон Жданович – много консультировал и объяснял как ездить на бобах (спец. приспособления для паралыжников – прим.ред), как они устроены, какие тренировки проходят паралыжники, какой у них распорядок дня. Также тренер объяснил, чем занимаются спортсмены между тренировками, показал, какие крепятся лыжи и делаются специальные крепления.
Но подготовительные и технические моменты – это только часть трудностей. Сложнее всего, по словам кинематографиста, было осознать, что команда берется за очень щепетильную тему с большим количеством нюансов.
“Но, опять же, познакомившись с паралимпийцами, поняли, что это очень важная тема, которую стоит поднимать и поднимать, не спекулируя на инвалидности, а сделать это кино смелым, сделать его мотивационным, вдохновляющим, немного даже хулиганским”, – отмечает Алдияр Байракимов.
Еще одна из причин, почему был выбран именно собирательный образ – при съемке биографического кино и сценаристы, и режиссеры сталкиваются с большим количеством ограничений.
“Тем более если человек жив или живы его родственники, если человек этот очень известный – вы обязательно столкнетесь с огромным количеством критики. Потому что для большинства сложно воспринимать героя неидеальным. Но, опять же, идеальные персонажи, правильные — они неинтересны, они скучны, и таких людей в принципе в мире не бывает”, – говорит Алдияр Байракимов.
У всех, отмечает молодой человек, есть конфликты, у всех бывает темная сторона. И своего героя – Максата – создатели “Паралимпийца” не стесняются показывать человеком, со своими как положительными, так и негативными сторонами.
“Мне кажется, это честное отношение к зрителю, – добавляет режиссер. – Потому что люди отождествляют себя, при просмотре, с героем, и если они видят идеального героя, идеального персонажа, у которого нет никаких проблем, все хорошо у него, все идеально, успешный успех, и фильм заканчивается. Они (зрители) думают: «Да нет, такого не бывает. У меня же есть проблемы, я бы так отреагировал. Неужели никаких конфликтов?! Да нет, это все — неправда! Все ненастоящее». Поэтому, да, любого персонажа, когда он создается, нужно наделять какими-то человечными качествами и показывать его внутренние конфликты, его внешние конфликты, потому что величина персонажа измеряется величиной его конфликтов. Чем больше конфликтов — тем больше величина вашего героя“.
Поиск героев
Кастинг, по словам режиссера, проходил около трех-четырех месяцев. Найти главного героя оказалось непросто: роль очень сложная, как физически, так и эмоционально. Актеру предстояло показать человека, у которого нет ноги. На старте кастинга кинематографисты еще не знали, как это будут делать в процессе съемок. Была даже мысль взять на эту роль реального паралимпийца, который умеет кататься на лыжах и прошел через все трудности, а значит, он знает все эмоции, которые надо показать.
“Но в дальнейшем столкнулись с тем, что все-таки роль объемная, сложная, и начинающим актерам сложно она давалась, поэтому мы все-таки решили, что нужно будет искать среди профессионалов, – рассказал Алдияр. – …много было подходящих кандидатур. Из них мы сделали еще один этап кастинга, и еще, и в итоге нашли нашего главного героя, чему я очень рад — это Аскар Ильясов, очень талантливый актер, который, считаю, справился со своей ролью просто шикарно”.
Аскар Ильясов, известный зрителю по картинам «Бизнесмены» и «Станция судьбы», в хорошем смысле удивил всю съемочную команду – он за короткий срок научился кататься на лыжах. До начала съемок он полтора месяца посещал специальные тренировки.
Аскар часто упоминает в интервью, что самое сложное для него — это холод. Во время съемок было действительно холодно. Спортсмены выходят на гонку в специальных лыжных костюмах, однако особо теплыми такие костюмы назвать нельзя. Но, в отличие от актера, спортсмены пребывают в движении, они разогреты.
На съемках же Аскару пришлось бороться с холодом от кадра к кадру, с утра до вечера.
“Если вспомнить погоду в Щучинске, когда мы снимали, были бураны, метели, снегопады, и мы выбегали снимать, как только бураны улеглись… На всех в группе по 8-9 слоев одежды, кто что мог на себя надевал, и Аскар в тоненьком лыжном костюме — конечно, с утеплением, но он достойно выдержал все это. Все актеры-лыжники — большой поклон им, что все справились”, – говорит режиссер картины.
Алдияр добавил, что не только холода закаляли актера – было много сложных сцен психологических сцен, к которым Аскар очень ответственно отнесся. Исполнитель главной роли изучал персонажа, лично знакомился с паралимпийцами, общался с ними, узнавал детали. В этом также помогал Паралимпийский комитет.
Говоря про актерский состав, режиссер спортивной драмы добавил, что Паралимпийская сборная в фильме — это “целый организм”. На съемочной площадке настоящие спортсмены смешались с актерами. Около месяца они все вместе тренировались и участвовали в актерских тренингах под началом Еркена Губашева.
За это время актеры и спортсмены успели сплотиться и действительно стать командой.
Есть в фильме и непрофессиональные актеры, отмечает Алдияр. Все они в кадре были органичны настолько, что им легко веришь. Режиссер признается – иногда забывал, что ребята никогда до этого не снимались в кино. Стоит отметить, что этот фильм – не только дебют в большом кино для Алдияра Байракимова, вместе с ним дебютирует и оператор Азамат Жанабеков, и многие актеры. Сам создатель картины добавляет— процентов 40 актеров никогда в кино не снимались.
Закрытый показ
Представители СМИ и киноплатформ, продюсеры и актеры познакомились с «Паралимпийцем» на закрытом показе 23 февраля. Его организовал Государственный центр поддержки национального кино в Алматы. Несмотря на некоторые технические проблемы, возникшие за день до показа, все прошло замечательно.
Для команды показ стал волнительным моментом – ведь до этого фильм видели лишь несколько человек, которые занималось работами на постпродакшн. Реакция зала, делится Алдияр, была впечатляющей – здесь сошлись во мнении и кинокритики, и зрители.
Показ в Щучинске был для команды “Паралимпийца” очень символичным – именно сюда отправились кинематографисты в самом начале своего творческого пути. Именно здесь произошло первое знакомство с паралимпийским движением.
Зрители, присутствующие на показе, прониклись историей – ведь многие из них лично знают паралимпийцев. Были и тренеры. Кто-то даже не сдерживал эмоций. Алдияр Байракимов отметил также, что и в Алмате, и в Щучинске зал переживал за героя, радуясь его успехам и горюя вместе с ним.
Спортивным координатором и консультантом фильма выступала также казахстанская биатлонистка Елена Хрусталева. Елена готовый фильм еще не видела — во время закрытого показа она была в Европе, на обучении. Помощь спортсменки в съемочном процессе Алдияр Байракимов назвал большой удачей – ранее режиссер не подозревал, сколько нюансов существует в лыжном спорте. Елена настраивала актеров, проводила с ними тренировки и давала ценные подсказки.
“Лена очень в этом помогала, постоянно — во время подготовки, и так же во время съемок, за что ей огромное спасибо”, – добавил создатель ленты.
Коммерческое кино или фестивальное?
Отвечая на дополнительный вопрос от карагандинских журналистов на тему авторского кино в кинотеатрах, Алдияр Байракимов отметил довольно интересную особенность своей ленты.
“Если говорить про «Паралимпийца», то этот фильм — он и коммерческий, и фестивальный, потому что судя по отзывам зрителей, многие отмечают, что снят он в голливудском стиле”, – отметил режиссер.
Много времени, добавляет Алдияр, было уделено именно сценарию. Команда уже показывала “Паралимпийца” некоторым отборщикам кинофестивалей, у которых фильм получил одобрение. Режиссер поделился, что в планах у них с командой – отправиться на кинофестиваль.
Что касается рассуждений на тему авторских фильмов в широком прокате, Алдияр Байракимов обратил внимание, что в Казахстане – совсем небольшой рынок кинопроката. Все кинотеатры – частные, а значит, они смотрят на что зрители идут массово. И их можно понять, говорит автор “Паралимпийца”.
“Почему в других странах есть возможности показывать авторское кино, очень много его, отдельные показы, отдельными сеансами, бывают кинотеатры, которые показывают только авторские фильмы, но опять же это все из-за рынка. Если бы у нас было больше кинотеатров, то было бы больше залов, и проблем бы таких не возникло, – считает Алдияр.
Также он дополняет, что немалую роль играет вопрос культуры. До пандемии, по словам кинематографиста, в Казахстане регулярно проходили различные кинофестивали и авторские показы. Кинотеатры эти инициативы поддерживали, так как на самом деле познакомиться с авторским творчеством приходило много людей. В Алмате порой бывало невозможно попасть на сеанс авторских фильмов.
Что касается кинотеатров – «Паралимпиец» должен выйти в прокат 21 апреля. Алдияр поделился, что все, кто участвовал в съемках картины, очень ждут этого момента.
Александр Колядин – первый в истории Казахстана чемпион зимних Паралимпийских игр, который одержал победу в спринте на 1,5 км в Пхенчхане в 2018 году.
Алдияр Байракимов – автор 14 короткометражных картин, снятых в самых разных жанрах от документалистики и комедии, до социальной драмы.
Елена Хрусталёва – серебряный призер Олимпийских игр 2010 в Ванкувере в индивидуальной гонке на 15 км, трёхкратная чемпионка Европы, чемпионка и призер Азиатских игр и заслуженный мастер спорта Республики Казахстан.