Эскизы и рисунки представил на персональной выставке карагандский художник Серик Оразгулов
В областном музее Изобразительного искусства до 29 сентября открыта персональная выставка Серика Оразгулова под названием «Наброски». Легкая и чувственная, экспозиция собрала в себе 30 работ автора – они выполнены в карандаше, акварели и угле.
С тем, чтобы избрать творческий путь, Серик определился в детстве. Ковры и полы, рассказал, все были в пластилине – ребенком он рисовал и лепил. Мама, Батен Букпантаевна, конечно, журила сына, но все-таки решила отдать шестилетнего мальчика обучаться – и он отправился в изостудию при Дворце культуры в Сарани. Тогда художником-оформителем дворца работал Кайрат Кожухов.
«Мечта стать художником у меня была с детства: я любил запах красок и пластилина. А Кайрат Канатович был первым, кто привил любовь к искусству. В моей жизни со временем появились и другие замечательные наставники – Анатолий и Лидия Тимофеевы из детской школы искусств. Именно от них я впервые услышал образное выражение о том, что рисунок – это мужчина, а живопись – это женщина. Рисунок должен быть конструктивным, а живопись всегда более эмоциональная и непредсказуемая, как дама. Потом я поступил в карагандинское педучилище, после – в КарУ имени Е.А. Букетова, где обучался у Игоря Баграмова. В музее Изобразительного искусства я с 2006 года, до этого полгода работал в мастерской MonArbat Кайрата Кэй-Кэя, был его ассистентом. Какое-то время я преподавал в детской школе искусств в Сарани, но затем снова вернулся в музей», – поделился Серик Оразгулов.
Кстати, часть работ выставки – как раз из той эпохи, когда Серик работал в MonArbat. В целом же все произведения выполнены с натуры в 2005 году, однако есть и рисунки 2018 года, когда художник преподавал в детской школе искусств Сарани.
Так что среди работ есть портреты его учеников, а вместе с ними – портреты друзей, наставников, коллег по музею, одногруппников и юных карагандинцев, которых художники рисовали на выездах или в парках.
Есть в преподавательской карьере Серика Оразгулова еще одна страница: он обучал искусству в изостудии музея, однако пандемия коронавируса это дело приостановила. Но помимо того, что Серик Оразгулов – непосредственноу художник, он также является художником-реставратором музея Изобразительного искусства.
Сейчас в его обязанности входит реставрация произведений из фондов, чему он обучался в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева в Алматы.
«Если речь идет о работах очень известных художников, их мы стараемся реставрировать частично. Но реставрация – это не всегда, допустим, полное обновление полотна: порой нужно просто подтянуть холст, заменить раму, обновить опавший лак или краску, придать картине экспозиционный вид. Сталкиваюсь я и с теми случаями, когда есть прорыв полотна, и его надо восстановить. У нас в музее есть реставрационный совет, в который входят директор и главный хранитель, и мы вместе решаем, выставлять работу или предварительно отреставрировать. И безусловно, время реставрации зависит от масштаба работ», – объяснил Серик Оразгулов.
Перед тем, как реставрировать работу, ее детально осматривают. Если нужно обновить слой лака, сохнуть картина должна не менее трех дней, чтобы он проник в слой краски и зафиксировался еще и на холсте. Но однажды Серику пришлось восстанавливать продырявленную картину: по предположениям художника, полотно подверглось вандализму.
«Один из гостей музея пару лет назад принес работу, которая хранилась на его дачном чердаке. Это была картина Марата Джунусова – портрет сына нашего посетителя. А там, где глаза и грудная клетка – дыры. Дачный массив с домиком мужчины какое-то время был бесхозным, и, возможно, кто-то залез на чердак и испортил полотно… Тем не менее, оно, отреставрированное, сейчас находится в наших фондах», – поведал Серик Оразгулов.
А идея выставки «Наброски» начиналась еще полтора года назад, когда Серик нашел папку со своими работами в гараже: их сохранила мама. Чуть позже на одной из выставок искусствовед Лариса Золотарева подчеркивала значимость не только готовых картин, а набросков, эскизов и этюдов как самостоятельных произведений: им, говорила, тоже нужно уделять внимание. Спустя время Серик предложил директору музея Бибигуль Кудабаевой организовать выставку своих работ в межзалье. Через месяц вердикт руководителя был твердым: нужна персональная экспозиция. К слову, материала у Серика хватает: вполне возможно, что на следующей своей выставке он представит свою живопись.
Гости музея, посетившие открытие экспозиции, очень тепло отозвались о ней и отметили: наброски служат отдельными произведениями искусства, и в фондах музея они тоже хранятся. В частности, среди таких главный хранитель Дамели Данкеева назвала работу Аубакира Исмаилова – эскиз 1928 года. Набросок – первый шаг и первые переживания художника, его первая линия, первый штрих и первые впечатления создаваемой работы. Но набросок, уточнила Лариса Золотарева, требует быстрой руки, и он не так прост, как может показаться. Поэтому во все времена преподаватели, работающие с начинающими художниками, внимательно относились к таким навыкам у обучающихся.
Цена входного билета в музей – от 100 до 500 тенге. В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора