Общество

Цвет настроения – синий: что вы знаете об аутизме?

Начиная с 2008 года, 2 апреля по инициативе ООН отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. О нарушении развития детей глазами врача расскажет novoetv.kz.

Ольга Сергеевна Александрова – детский врач-психоневролог Центра лечения неврозов и болезни Альцгеймера – рассказала о проблеме детского аутизма.

Проблема РДА (ранний детский аутизм) занимает особое место в детской психопатологии. Актуальность проблемы обусловлена не только высокой частотой этой патологии развития, но и инвалидизацией.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика и длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дает возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний или искусстве.

Как часто встречается аутизм?

Аутизм в своей классической форме – относительно редкое расстройство, встречающееся не более чем у 0,1% основного населения. Ранее предполагали, что это нарушение имеет меньшую распространенность, но ряд исследований последних лет показал, что примерно 1 из 1 000 детей, выживших в течение первого года жизни, имеет синдром аутизма. Синдром Аспергера проявляется значительно чаще и выявлен у 3-4 из 1 000 детей.

Другие похожие на аутизм заболевания и заболевания, имеющие аутичные черты, у людей с умственной отсталостью и расстройствами внимания могут встречаться так же часто, как синдром Аспергера.

Представляется, что аутизм и расстройства аутистического спектра встречаются более часто, чем считали раньше. Общий уровень составляет 0,6-1% от общего количества детей школьного возраста.

Единых диагностических критериев, которые были бы общепринятыми и удовлетворяли всех, нет.

Диагностика чаще идет согласно критериям Лео Каннера:

1. Глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми;
2. Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности;
3. Поглощённость вращающимися или вращаемыми с использованием тонкой моторики объектами;
4. Мутизм, или не направленная на межличностную коммуникацию речь;
5. Хороший когнитивный потенциал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сегена.

Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности.

Всё это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.

Многие специалисты подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.

На данный момент общепринятой считается Международная классификация болезней 10-го пересмотра ВОЗ (иными словами, МКБ-10).

В этой классификации выделены следующие аутистические расстройства:

• Общие расстройства психологического развития.
• Детский аутизм (начало от 0 до 3 лет).
• Аутизм процессуальный (начало до 3 лет)
• Атипичный аутизм:
– атипичный детский психоз (начало в 3-5 лет);
– умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.
• Синдром Ретта.
• Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз).
• Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
• Синдром Аспергера.
В МКБ-10 в целях подразделения аутистических расстройств использовался возрастной и синдромальный подход.

Классификация В.Е.Кагана выделяет следующие аутистические синдромы:

  • Аутизм при шизофрении;
  • Аутизм при шизоидных психопатиях;
  • Детский аутизм;
  • Органический аутизм;
  • Парааутистические состояния.

Классификация НЦПЗ РАМН (1997):

  • Детский аутизм эндогенного генеза;
  • Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы:
  • Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях;
  • Синдром Ретта (неуточненного генеза);
  • Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный парааутизм);
  • Аутизм неясного генеза.

Лебединская К.С., Никольская О.С.  Клинико психологическая классификация является сугубо психологической. Она помогает в выборе коррекционных мероприятий: установлению эмоционального контакта, работе по коррекции речи, смягчению поведенческих проблем и др. В зависимости от диагностируемого уровня строится дальнейшая работа по расширению взаимодействия с аутичным ребенком.

О.С.Никольской в 1985 – 1987 гг. выделены четыре основные группы РДА. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. степенью нарушения аффективной сферы.

1-я группа – дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя).
2-я группа – дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение непритных впечатлений извне).
3-я группа – дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой речью с фиксацией на пережитых страхах).
4-я группа – дети со сверхтормозимостью окружающей средой (застенчивость, сверхранимость).

Все исследователи свидетельствуют о том, что в поведении у детей-аутистов наблюдаются разнонаправленные аффекты, влечения, представления, отсутствует единство, внутренняя логика. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до «аффективной блокады». Наблюдается недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту или внутрь себя («взгляд мимо», «взгляд через собеседника, через предметы» и т. п.).

Моторика детей с РДА отличается угловатостью, движения неритмичные, с тенденциями к моторной стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.

Речь обычно не направлена к собеседнику. В речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция. Речь может быть и правильной, и косноязычной, лепетной. Мелодика речи нарушена, громкость голоса постоянно меняется. Произношение звуков самое разное: может быть как правильным, так и неправильным. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Долго сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь развивается с отставанием. Часты фразы-штампы, мутизм, разрыхленность ассоциаций. Имеет место смещение мыслей; исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм: фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя.

У многих детей отмечаются нарушения инстинктов, инверсия цикла сон — бодрствование, выраженная избирательность в еде, извращенность аппетита, изменчивость мышечного тонуса.

Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, а симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога!

«Аутизм победим!» – говорят врачи, родители особенных детей и Ассоциация под одноименным названием. Инициативное общество открылось в Казахстане в 2011 году, а с 2013 года его финансирование осуществляется с помощью ФНБ «Самрук-Казына» и общественного фонда «Добровольное общество милосердие» (ДОМ). Больше информации о болезни, а также о работе ассоциации, ее мероприятиях и помощи можно найти на сайте autismpobedim.kz

Студию “Нового” посетил координатор проекта «Аутизм победим» Дмитрий Вдовин. Объемное интервью Дмитрия по теме аутизма и инклюзии можно прочитать здесь.

Для справки

Цветовая символика

Почему же именно синий цвет символизирует тему аутизма? С чем связан выбор? Autism Speaks дает следующий ответ: по статистике, аутизм встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек. Поэтому-то организация изначально и выбрала в качестве символа синий цвет в поддержку мальчиков с диагнозом «аутизм» (судя по всему, этот выбор связан с традиционным ассоциативным распределением детских оттенков: голубой и синий – для мальчиков, розовый – для девочек).

За последние годы акция Light It Up Blue приобрела широкую популярность во всем мире.

Другие символы

Американская организация «Общество аутистов» (The Autism Society) выбрала символом информированности о проблеме аутизма ленточку с изображением паззла. Цвета ленточки – жёлтый, красный, голубой и синий.

Узор в виде паззла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.

Яркость ленточки – символ надежды на то, что благодаря распространению информации об аутизме, раннему его диагностированию и подходящему лечению люди, страдающие аутизмом, смогут жить полной жизнью.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button