Буллинг в школах: варианты решения проблемы
Буллинг в школьной среде – тяжёлая и удручающая проблема, однако, её ни коим образом нельзя пускать на самотёк, сообщает novoetv.kz. О том, какие меры для улучшения ситуации можно предпринять уже сегодня – далее в материале.
Пару слов о термине
Буллинг (англ. – bullying) — запугивание, издевательство. Этот термин не закреплен ни в законодательстве, ни в школьных документах, но им активно пользуются и родители, и педагоги, и психологи. Под буллингом подразумевают издевательства, игнорирования, травлю и нетерпимость.
Буллинг в школах
Школьная травля — широко распространенная проблема, от которой страдают миллионы учащихся по всему миру. Это форма агрессивного поведения, которая может варьироваться от физического нападения до словесных оскорблений и социальной изоляции. К сожалению, буллинг в школах — явление не новое.
Школьная травля — широко распространенная проблема, от которой страдают миллионы учащихся по всему миру. Это форма агрессивного поведения, которая может варьироваться от физического нападения до словесных оскорблений и социальной изоляции. К сожалению, буллинг в школах — явление не новое и существует уже много лет.
Запугивание может оказать глубокое влияние на эмоциональное и психологическое состояние учащихся. Буллинг может привести к депрессии, сформировать тревожность и низкую самооценку, что в дальнейшем сильно повлияет на качество жизни. Нередки попытки и случаи суицида после продолжительной травли.
Официальный запрос
Депутаты фракции Amanat, осознавая всю серьёзность проблемы, сформулировали запрос премьер-министру Алихану Смаилову и генеральному прокурору Берику Асылову. Он гласит:
“Согласно исследованиям, каждый третий школьник в Казахстане подвержен буллингу. Вы знаете, что мы не на последнем месте в мире по количеству самоубийств. Родители и школы несут ответственность за обучение детей и защиту их от издевательств со стороны сверстников и взрослых. Генеральный прокурор Берик Ногаулы, просим вас взять под строгий контроль вышеуказанные дела и обеспечить, чтобы обвиняемые не избежали наказания”.
Запрос был создан с целью добиться увеличения количества школьных психологов.
“Согласно постановлению правительства № 77, в школах могут работать только два психолога. С учетом работы психологов с учащимися, родителями и учителями необходимо внести нормативные изменения, чтобы на 250 учащихся приходился 1 психолог (1 психолог на 10 классов). Также просим вас рассмотреть средства на повышение качества курсов подготовки психологов с точки зрения содержания и организации”, – говорилось в запросе.
Также депутаты предложили увеличить количество социальных педагогов. Требуется больше работы с семьями из социально уязвимых групп, неблагополучными семьями и учащимися.
“Необходимо начать психологическую реабилитацию подростков, чьи фотографии были опубликованы в социальных сетях после издевательств, и помочь им восстановить здоровье. Опыт показал, что внутренняя дисциплина улучшается только тогда, когда в школе есть специальный инспектор. Поэтому школьных инспекторов надо вернуть. Детей нужно учить не терпеть издевательств и обращаться к специалисту в случае давления,” – сказано в документе.
Как именно отреагируют на запрос вышестоящие инстанции – время покажет.
В то же время, министр просвещения РК Бейсенбаев Гани сообщил, что министерство совершенствует законодательную базу. В ней закреплены гражданские права ребенка на защиту от буллинга.
“Для этого приняты Правила профилактики травли ребенка, Правила деятельности психологических служб школ, Алгоритм по выявлению и работе с фактами насилия и жестокого обращения в отношении детей. В каждом регионе страны работают уполномоченные по правам ребенка. Для оперативной помощи детям и их родителям действует телеграмм-чат “Бала қорғау”. Все эти меры направлены на формирование единых подходов в обеспечении безопасности детей”, — заключил министр.