Андрей Белавин: “Каждый день люди надевают миллионы масок” (видео)
Как не потерять себя за огромным количеством ролей? Не заиграться и не упустить ту жизнь, что проходит здесь и сейчас? На эти и другие вопросы корреспондету novoetv ответил Андрей Белавин – актер, который не играет, а живет на сцене.
Как ни странно, эта история начинается не с высокопарных фраз о том, что актерами рождаются. Андрей Белавин не видел себя на сцене с детства и не задумывался над тем, что театр – это его призвание. Он рос в творческой семье и играл в школьных спектаклях, участвовал в организации мероприятий, но “в артисты” не метил.
В юные годы будущий актер не мог определиться с профессией, затем планировал поступать на специальность “режиссер культурно-массовых мероприятий”, но в тот год группу набрать не удалось. После неудачной попытки Андрей хотел поступать в КАТМК, но и там людей не набирали. Тогда молодой человек решил податься в драму, и его судьбу определил звонок Ивана Сергеевича Немцева, актера театра Станиславского и наставника Андрея, который убедил будущего актера прийти на театральное прослушивание. После прослушивания был экзамен, а затем началась новая веха в жизни Андрея Белавина. Сейчас актер говорит о том, что ни капли не жалеет, ведь актерская профессия и сегодня стоит во главе угла и плотно обволакивает все аспекты его жизни. По словам артиста, театр – это та ниша, в которой нельзя просто осесть. Здесь нужно постоянно учиться и самосовершенствоваться: теория без практики – ничто, как и практика без теории. На вопрос о том, рождаются ли талантливыми или становятся – односложно отвечает, что талант без работы ничего не стоит.
“Актерская профессия на одном таланте не выйдет и на одной учебе не выйдет. Должно быть все в совокупности. Если талантливый человек не будет заниматься саморазвитием, он не достигнет результатов. Если человек просто теоретик, то на практике он будет слаб. Актерской профессией нужно заниматься все 24 часа в сутки, учиться. Это та профессия, в которой ты постоянно будешь открывать для себя что-то новое“, – делится своими мыслями Андрей.
Например, в первый раз прочитав систему К.С.Станиславского, актер не понял и не принял ее, но впоследствии, сквозь призму приобретенного опыта он начал смотреть на те же вещи в совершенно ином свете.
«Наша профессия замечательная – мы должны всё замечать»
Пожалуй, когда вживаешься в каждую роль и пропускаешь ее через себя, после очень сложно переключиться в режим реальной жизни. По словам актера, иногда нужно жить здесь и сейчас, а ты пытаешься запомнить момент, ощущение, чтобы потом использовать его на сцене. Так уходит очень много мгновений жизни, которые могут больше никогда не повториться : “… то есть получается, что ты как бы не на все сто процентов живешь”. Но ко всему можно привыкнуть, со всем можно справиться, поэтому с годами Андрей научился гнать назойливые мысли, отпускать себя и просто наслаждаться настоящим.
«Не игра, а жизнь» –
именно так звучит девиз актера, и он придает этим словам неимоверно большое и даже магическое значение. Это не просто фраза – это стиль жизни и призыв.
«Чем отличается зрелый артист от молодого? И зрелый, и молодой используют актерские штампы, но у молодого их всего лишь пять, к примеру, а у зрелого уже миллионы. То есть, может быть, я сейчас просто в таком возрасте, когда хочу жить без этих штампов, может быть, с годами они начнут появляться, но я не хотел бы этого. Я хотел бы, чтобы была натуральность, настоящесть», – размышляет Андрей.
И эта позиция просачивавется сквозь все его роли и выступления. Каждый свой спектакль актер отыгрывает так, будто он и есть тот самый лирический герой или коварный злодей. Он верит себе, а мы, зрители, невольно начинаем верить ему. Но, как известно, не все можно передать предельно честно из-за рамок цензуры, из-за того, что очень легко перешагнуть грань дозволенного и показать некрасивую сторону этой «настоящести». Поэтому волей-неволей приходится «играть в поддавки».
« Я очень часто недоволен исполнением своих ролей»
Как и любой творческий человек, Андрей в меру самокритичен. Это заставляет его постоянно оценивать свою работу и безжалостно обличать недочеты в ее исполнении. К числу тех работ, которые практически не вызывают у актера недовольства, относятся роль антагониста в картине «Алжир», там, по его словам, всё на своих местах; и участие в камерной пьесе, поставленной начинающим режиссером из Алматы. Камерный спектакль на тот момент был неким экспериментом, так как в театре им. Станиславского нет подходящей сцены, и зрители находились прямо в центре событий, на расстоянии вытянутой руки от актеров. Спектакль шел час, и в течение этого времени действующим лицам несколько раз приходилось перевоплощаться буквально не сходя со сцены. Благодаря демократичному режиссеру, не диктовавшему особых условий, актеры привнесли в постановку свое видение и остались под хорошим впечатлением.
Особо Андрей отмечает и роль Григория Незнамова, исполненную им в спектакле «Без вины виноватые», поставленном Станиславом Васильевым.
«Там очень много было споров. Мы добивались правды с ним: я – от него, он – от меня. И в итоге, я считаю, что добились», – рассказывает о работе над достоверным образом героя Белавин.
Все роли интересны по-своему
Актер не выделяет для себя одно направление, хоть и признается, что несмотря на веселый и жизнерадостный характер, ему на удивление сложно даются комедийные роли. Быть может, дело в том, что комедия комедии рознь, как говорит сам Андрей. И с этим сложно поспорить, ведь и в этом жанре существует великое множество нюансов. Хорошая комедия по закону жанра все-таки должна нести в себе определенный смысл, и если высмеивать, то актуальные проблемы или пороки общества. В подобных проектах Андрей Белавин проявляет особую заинтересованность, потому что искусство для него – прежде всего, инструмент, которым можно воздействовать на сознание зрителя. Если человек после спектакля хотя бы на секунду задумался о чем-то по-настоящему – это уже маленькая победа.
«Я не вершитель судеб, но через творчество я могу что-то людям показать и заставить их задуматься», – говорит актер.
И , оглядываясь на завершенные проекты – будь то короткометражки или спектакли – Андрей сам подметил, что все они с социальным уклоном и определенным посылом. Своей основной целью, своеобразной сверхзадачей, он считает изменение маленькой части общества в добрую, лучшую сторону. В каждое свое действие актер пытается внести смысл, а не тратить время и энергию впустую.
По ту сторону силы
Казалось бы, человеку, настроенному на улучшение мира и имеющему добрый нрав, впору играть сплошные позитивные роли, но и тут Андрей придерживается другой позиции, ведь играть то, что тебе не свойственно гораздо сложнее, а значит – интереснее.
«Злодеи – это острохарактерные роли, и после них тяжело на самом деле, но в то же время, они интересны для актера. Тяжело через себя пропускать. Когда ты пропускаешь через себя какие-то такие ноты против своего характера, это очень сложно как актерски, так и человечески».
После таких ролей актеру приходится «отходить», а в этом ему помогает время в кругу семьи или единение с природой.
Актер 24 на 7
Жизнь театрала отнимает много сил и главное, времени. В свои 29 лет Андрей уже любящий муж и отец двух прекрасных детей, но работа берет свое и с большой неохотой делит его с кем-то еще. По мнению актера, так происходит в любой профессии, и это вовсе не вина театра, а просто доля мужчины, желающего лучшей жизни для своих близких, будь он машинистом или финансовым директором. Поэтому приходится жертвовать совместным временем, что, конечно, порой удручает Андрея.
Помимо семьи, актер хотел бы уделять свой досуг гонкам, так как невероятно любит скорость, но на хобби тоже нужно время, а его можно потратить и более продуктивно. К примеру, вести уроки актерского мастерства, держать свою студию и развивать актерское агентство в Караганде, чем Белавин успешно занимается на сегодняшний день.
Все увлечения актера плотно связаны с профессией, и он не собирается останавливаться на достигнутом, ведь в Казахстане еще столько неизведанных дорог и ждущих своего первооткрывателя проектов, а там и до России рукой подать!
*Фото взяты с личной страницы А. Белавина вконтакте
Статью подготовила студент 3 курса специальности “Журналистика” Кабдрахманова Милана