Мой город К: угольные легенды
Караганда – шахтерская столица. Это звание плотно закрепилось за нашим городом и держится на протяжении нескольких десятилетий. Вместе с таким ответственным званием появляются и легенды, с которыми корреспонденту сайта novoetv.kz помогла разобраться Зауреш Тебаева, заведующая массово-экскурсионным отделом Областного Карагандинского историко-краеведческого музея.
Зауреш Тебаева отмечает, что легенд, связанных со званием угольного города несколько. Самая главная – кто же первым нашел уголь в нашем городе? Со школы все знают, что это – Аппак Байжанов, пастух, который пас скот бая и случайно нашел уголь на территории современной Караганды. Он лежал у вырытой норы сурка, пастух взял и бросил их в костер, который от этого дал яркий огонь и тепло. Так были открыты свойства угля. Об Аппаке Байжанове, как о первооткрывателе, начали говорить в середине 30-х годов 20 века и она считается официальной. Источник, от которого современники узнали об Аппаке Байжанове – местные жители, старожилы, которые рассказывали о пастухе краеведам и исследователям. Также об Аппаке в своем произведении “Пробужденный край” писал Габиден Мустафин. Свой роман он основывал на историях, рассказанных жителями. Официальному первооткрывателю угля поставили памятник, который находится возле историко-краеведческого музея.
“Мне кажется, что это такая красивая легенда, потому что местное население разрабатывало уголь чуть раньше. Самые крупные пласты лежали близко к поверхности земли – примерно в глубине 70-80 см, поэтому о свойствах угля уже местное население знало, они подтапливали им свои жилища”,- поделилась сотрудник музея.
https://novoetv.kz/2020/01/moj-gorod-k-pamyatniki/
Следующий вопрос, который возникает – почему уголь нашелся у норки сурка? Есть гипотеза, что эти зверьки, вырывали норки у угольных пластов. Когда они выталкивали эту почту на поверхность, вместе с комочками земли попадал и уголь. Исследователь, этнограф Александр Гейнс в своих трудах делился, что этим открытием пользовался Никон Ушаков, когда здесь начал заниматься промышленной добычей угля. Поэтому, некоторые исследователи считают, что первооткрыватель угольного бассейна – Никон Ушаков. Он открыл несколько шахт в 1856 году. Этому есть подтверждение в архиве.
“Он (Никон Ушаков, – прим.ред.) открыл медеплавильный завод, для которого нужен был уголь. Нужны были руды. Он покупает Успенские руды, месторождения. Затем покупает Карагандинское угольное месторождение за 250 рублей серебром, есть акт продажи. Говорили о том, что он даже завел себе такого домашнего зверька, который помог ему найти недалеко от Караганды месторождение угля”,- рассказала Зауреш Тебаева.
Краевед Алдияр Аубакиров в своих исследованиях говорит, что первооткрывателем угля в Караганде – Марьям, дочь бая. Когда она топила дом кизяком, для себя отметила, что навоз с кусочками черных камешек горит лучше, ярче и дает больше тепла. Местные люди считали, что она открыла это месторождение. Но узнать подлинно, кто первым нашел уголь в Караганде, невозможно.
“30-е – 40-е годы – это становление города Караганды, становление советской власти. А этот пастушок (Аппак Байжанов,- прим. ред.), он все-таки, можно сказать, пролетарского происхождения и, естественно, в плане легендирования и идеологии это было хорошо”,– считает заведующая массово-экскурсионным отделом.
Есть несколько легенд, связанных с именем карагандинского угольного пласта – Марианна. Это имя совершено не типичное для степей Сарыарки. Алдияр Аубакиров считает, что это – форма имени Марьям, которая была удобнее для произношения англичанам, разрабатывающих этот пласт.
“Мне больше близка версия нашего очень известного исследователя в нашем регионе – Попова. У него очень много научных работ, много занимался архивами. Он говорит о том, что здесь руководителем предприятия здесь был Фелл Нельсон. У него было дочь Марианна и в честь нее, якобы, был назван самый мощный пласт месторождения”,- делится Зауреш Тебаева.
Многие современники Нельсона называли свои открытия именами детей. Теория Новикова, тоже краеведа – пласт назвали в честь кухарки, готовящей еду работникам. Карагандинский поэт Михаил Балыкин написал про нее поэму. В нашем городе даже был клуб авторской песни с тем же названием.
Теорий и легенд много и каждый может выбрать ту, которая ему по душе.