Казахстанский зерновой экспорт 2020
Производство зерновых и масличных культур в Казахстане за несколько лет приобрело черты целой отрасли, включающей в себя производителей зерна, трейдеров, элеваторы, железнодорожных операторов вагонов, передает zakon.kz.
Огромную роль играет также железнодорожный перевозчик – АО “НК “КТЖ”. Проблемы в любой группе участников закономерно ведут к проблеме во всей отрасли.
Вместе с тем, на рынок зерна влияют и внешние факторы. Это и погодные условия, определяющие урожай зерновых в Казахстане и внешняя конъюнктура рынка зерна, с учетом того, что практически 40-45 % казахстанского зерна экспортируется на внешние рынки, где спрос и цена зависят в большей или меньшей степени от мирового спроса в целом, от мировых цен на зерно, от активности на рынке других стран-экспортеров зерна.
«Так, низкий урожай прошлого 2019 г. поставил под удар зернопроизводителей, трейдеров и перевозчиков. Высокие внутренние цены и ограниченное предложение снизили экспорт, что в последствии привело к падению объема перевозок казахстанского зерна».
Урожай 2019г. в Казахстане составил 20 млн. тонн включая зерновые и масличные, что меньше чем в 2018г., когда было собрано 23 млн. тонн. При этом в сельхозсезоне 2019-2020г. экспорт зерна из Казахстана, в том числе за счет увеличения импорта российского зерна, составил 6,7 млн. тонн., что на 21% меньше 2018-2019г. когда было вывезено 8,5 млн. тонн.
В 2020г. ожидается урожай на уровне 20,3 млн. тонн, но экспорт может снизиться из-за инфраструктурных ограничений.
«Ярко выраженная сезонность в перевозках зерна, приводит к ежегодным отстоям большей части парка в течении полугода с весны до сбора нового урожая и, соответственно, недополученным доходам в этот период. Так, к примеру в 2019г. вагоны простаивали даже в сезон массовых перевозок на экспорт в четвертом квартале, что негативно отразилось на всех операторах подвижного состава, поскольку отсутствовала возможность заработка и были понесены дополнительные расходы на отстой вагонов, в результате чего замедлилось приобретение нового парка».
В этих условиях, АО “Астык Транс”, совместно с АО “НК “КТЖ”, приступил к организации маршрутных перевозок зерна, которые позволяют увеличить скорость движения по сети и минимизировать простои на узловых и стыковых станциях трансграничных переходов. Для стимулирования маршрутизации АО “Астык Транс, готово предоставить зерновикам скидку на предоставление подвижного состава при перевозках маршрутами.
«Привлечение парка, меры по ускорению оборота, принимаемые крупными операторами на рынке, позволяют обеспечить перевозки не создавая ажиотажа. Как говорят операторы – вагонов хватит для перевозки всего урожая в течении 7 месяцев при равномерной погрузке по месяцам в течении указанного срока. Объем перевозок зерна железной дорогой с октября по март будут не меньше уровня прошлых лет, т. е. от 1 млн. тонн до 1,2 млн. тонн, больше перевозить не позволят, упомянутые выше инфраструктурные ограничения. В этих условиях, все операторы зерновозов постоянно напоминают зерноотправителям о необходимости заблаговременной подаче заявок на перевозку, о сокращение сроков погрузки/выгрузки, подачи заявок на маршрутные отправки, поскольку время, затраченное на простои, сокращает количество погруженных вагонов».