TEDxShahterovAve: “История про пандус, который нужен вам, а не только мне”
Во время пандемии и карантина в родном городе, очень важно научиться слушать и слышать тех, кто рядом с нами. Как правильно выстраивать диалог с собой и окружающими рассказывали спикеры TEDx конференции, которая прошла в Караганде.
Из-за пандемии и карантина в Казахстане, и в частности в Караганде, конференция TEDx в этом году прошла в онлайн-формате 5 июля. Novoetv.kz делится с вами мотивирующими историями спикеров.
Айслу Асан – специалист по контенту международного сообщества специалистов с инвалидностью «Everland». Это сайт, система сервисов, которые направлены на быструю интеграцию людей с инвалидностью в работу.
“Всем добрый день. Меня зовут Айслу Асан, мне 38 лет. Я мама троих детей, несмотря на то, что с 22-х лет я передвигаюсь в коляске после ДТП и перелома позвоночника”, – так начала свое выступление Айслу.
Обращаясь к зрителям, она сказала, что если они ее увидели в коляске, то от нее ждут историю преодоления, о том, как ей было сложно, но она шла вперед и стала такой красивой, успешной и интересной.
“Да, на самом деле в нашей стране две реакции на человека с инвалидностью. Их либо жалеют, либо видят в них супергероев со своей историей преодоления. Но я вас разочарую. Истории преодоления не будет, а будет история про пандус, который нужен вам, а не только мне“, – продолжила спикер.
Ее семья живет в Шетском районе. Около 9 лет назад отец ее мужа сделал для Айслу пандус, чтобы она могла выходить с детьми на улицу, которые на тот момент были еще маленькими. Так получилось, что уже второй год он тоже передвигается на коляске после перенесенного инсульта и пользуется этим пандусом.
“Речь о чем: думал ли папа о том, что он делает этот пандус для себя? Вряд ли. Он делал его для снохи. Но теперь, когда он не может сделать такой пандус для себя, у него есть возможность выходить на свежий воздух. И это как раз про ту самую защищенность, которую каждый из нас создает для себя”, – отметила Айслу.
О своей работе Айслу говорит с огромной любовью. Пространство «Everland» – это платформа, где начинающие специалисты с инвалидностью могут пройти стажировку у профессионалов и освоить какую-либо современную профессию. Платформа доступна для всех жителей стран СНГ. «Everland» – это онлайн-пространство, где человек с инвалидность может реализоваться в профессии, хорошо зарабатывать и жить достойно. Этот проект был создан в 2016 году Еленой Мартыновой и Игорем Новиковым, Айслу также является одним из основателей. Через полтора года у мужа Елены выявили рак гортани четвертой стадии, после операции он лишился возможности разговаривать. Сейчас он работает а проекте, его специальность – режиссер-документалист.
Айслу рассказывает, что когда они с коллегами поднимают вопрос о равенстве человека с инвалидностью и его роли в обществе, бытует такое мнение: инвалиды, конечно, вызывают эмпатию, они вроде таких-то домашних зверьков в рабочем коллективе: все хотят о них заботиться, все становятся дружными. Но на самом деле это такой стереотип отношения немного обиден, считает девушка.
“Потому что пересев в коляску, я осталась обычно женщиной. Я не стала хомячком, не стала святой. Я просто стала женщиной с особенностью передвижения. И когда я говорю о важности и нужности человека с инвалидностью в обществе, я имею ввиду совсем другое, то, что интеграция инвалидов в обычную жизнь, на самом деле возможность для каждого быть защищенным”, – продолжает Айслу.
Также она провела небольшой эксперимент на своей страничке в Facebook. Она выложила пост в вопросом: какие ассоциации у вас вызывает слово “инвалид”? И, ожидаемо, получила ответы, что инвалид – это инвалидная коляска, пандус и изолированность.
“Если каждый предприниматель, начиная строить свой ресторан, аптеку, магазин, подумает: “А попаду ли я завтра в свой ресторан, если вдруг что-то произойдет и я ,например, пересяду в коляску?”. Если он задумается и сделает удобный пандус, пандус не для галочки, а реально по которому можно подняться человеку на коляске. Либо соседке, мамочке, с ребенком в коляске. Она не пойдет за молоком в супермаркет в соседнем квартале, она пойдет в магазин возле дома. И для соседки-старушки, которая уже передвигается с тростью, тоже очень удобно. Когда человек подумает и том, что его родители тоже постареют, может ослабнуть зрение и им тоже будет удобнее подниматься по этому же пандусу, чтобы прийти к нему в ресторан. То есть каждый из нас чувствует себя защищенным”, – выразила свое мнение спикер.
Универсальный дизайн, по ее мнению, это не только удобно для инвалидов, мам с колясками, пожилых людей, но это и выгодно. По данным на январь 2020 года в Казахстане зарегистрировано 690 тысяч людей с инвалидностью. Это – хороший рынок клиентов, у которых есть семьи и друзья и с которыми они могут прийти в ресторан или в магазин.
Айслу обратила внимание на то, что инвалиды не просят скидок или особых условий, но нужно создать объекты так, чтобы было удобно пользоваться услугами. Приводя пример из своей жизни, спикер отметила, что оставляет отзыв в кинотеатре, чтобы в будущем они построили такой зал, в который ей было бы легко попасть и комфортно находиться.
“Когда мы говорим об универсальном дизайне, о доступности, инклюзии, важно, что сами люди с инвалидностью должны быть готовыми вести этот диалог. То есть не просто ругать государство и выкладывать фотографии неправильных пандусов , а быть готовыми менять мир вокруг себя, что-то делать, менять свою жизнь. Вот мне 38 лет. Я не могу и не буду ждать, когда тети и дяди изменят законодательство, когда создадут рабочие места для таких людей, как я, когда они поверят в то, что женщина в коляске может быть матерью. И уж тем более, когда они поверят, что человек с инвалидность может зарабатывать как здоровый человек и больше. Поэтому, я готова платить за услуги, готова платить за возможности, о которых я говорила, и чтобы за все это платить, я хожу на работу”, – подытожила Айслу Асан.
Айслу говорит, что она хочет изменить мир вокруг себя, хочет, чтобы ее дети были защищены, когда они окажутся в сложной ситуации.
“Для этого я сегодня здесь чтобы любой человек, получив инвалидность, мог быть защищен, мог быть интегрирован в общество, в работу, чтобы у него были возможность не быть изолированными от общества“, – заключила девушка.
Такое общество делает она и все окружающие.