Фонд Досыма Сатпаева издал книгу о голоде в Казахстане
Культурно-просветительский фонд Досыма Сатпаева в рамках литературного проекта «Cөз» издал на казахском языке книгу известного американского историка Сары Камерон о голоде в Казахстане в 30-х годах XX века: «Аштық жайлаған дала. Ашаршылық, озбырлық және Кеңестік Қазақстанды орнату» (The Hungry Steppe. Famine violence, and the making of Soviet Kazakhstan / «Голодная степь. Голод, насилие и создание советского Казахстана»), передает forbes.kz.
Этот книжный проект – результат сотрудничества фонда с одним из старейших издательств в США и Сарой Камерон, которые провели презентацию английской версии книги в начале января 2019 в США. Сразу после этого были проведены переговоры с автором книги и ее издательством по поводу того, чтобы издать книгу в Казахстане на казахском языке. Это одно из первых зарубежных серьезных и глубоких исследований, посвященных страшному периоду истории страны, в котором до сих пор очень много «белых пятен». При этом важность этого исследования заключается не только в том, что его подготовил человек, который выучил казахский язык, чтобы лучше понять историю народа, но и в том, что Сара Камерон взглянула на эту тему максимально объективно, как ученый, чтобы, опираясь на факты, признать казахский голод одной из больших трагедий XX века.
«Кстати, в октябре 2018 сенат США принял резолюцию, посвященную 85-летию украинского голода 1932-1933 годов. Но в этой резолюции ничего не было сказано про голод в Казахстане 30-х годов. В мире или ничего не знают, или мало знают про казахскую трагедию либо часто неверно оценивают ее причины и последствия. И Сара Камерон – единственная из западных историков, которая публично заявила о том, что о голоде в Казахстане также должны вспомнить в залах американского конгресса, так как этот голод был не менее и даже более страшен по своим последствиям», – сказано в сообщении фонда.
Издание книги является вторым крупным историческим проектом культурно-просветительского фонда Досыма Сатпаева, который посвящен ашаршылыку (массовому голоду). Первый проект был связан со съемками документального фильма «Откочевники мертвой степи», который в прошлом году разместили в YouTube, в первую очередь для молодежи.
«Чтобы помнили, чтобы знали о самых трагических страницах в истории казахского народа. Тем более это важно на фоне опасных и тревожных трендов, когда наблюдается активная пропагандистская работа по героизации и популяризации личности Сталина, который в той же России в рамках разных социологических опросов опять занимает первые места по популярности. Также видна целенаправленная попытка преуменьшить масштаб политической репрессий, закрыть глаза на катастрофу, связанную с голодом в Казахстане, Украине и других частях бывшего Советского Союза. В результате сейчас многие мало знают голоде и о сталинских репрессиях. Не знают о ГУЛАГе, КарЛАГе, АЛЖИРе. Хотя мы до сих пор посттравматическое общество. Мы до сих пор по крупицам восстанавливаем свою историческую память, свои корни и традиции.
Но сам факт того, что в мире больше знают об украинском голодоморе и совсем мало знают о казахском ашаршылық, связан с тем, что в самом Казахстане власть так и не решилась поднять вопрос о том, чтобы признать массовый голод в казахской степи в 30-х годах геноцидом. Хотя в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него геноцидом также считается «…преднамеренное осуществление мер, делающих неизбежной гибель людей в силу тех или иных обстоятельств (запрет занятия деятельностью, являющейся основным источником существования группы людей)». «Малый Октябрь» Голощекина при поддержке центра создал все условия для того, чтобы в степи вспыхнул голод, который чуть не погубил целую нацию, в том числе из-за насильственного перевода кочевого скотоводства в колхозы и отъема скота, в результате чего казахи потеряли возможность заниматься деятельностью, являющейся основным источником существования», – пишут в фонде.
В фонде Досыма Сатапаева полагают, что давно уже возникла ситуация, когда казахстанская власть должна восстановить справедливость и сделать то, что уже давно ждут многие в Казахстане.
- Во-первых, признать ашаршылық геноцидом.
- Во-вторых, на государственном уровне начать работу по созданию национальной базы данных жертв голода.
- В-третьих, в День памяти жертв политических репрессий и голода каждый год объявлять минуту молчания по всей стране, в память о миллионах погибших людей, которые были жертвами одной системы, одного режима. Эта минута молчания – лишь малая часть того, что мы можем сделать, чтобы возместить десятилетия забвения.