Одна на всех

Одна на всех: культура во время Великой Отечественной войны (видео)

Большое влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Это время стало мощным подъемом во всех областях художественного творчества. Об этом расскажет novoetv.kz.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 года принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тысячи артистов, которые дали 1350 тысяч представлений, в том числе 437 тысяч непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра “Нашествие” (1943 год, режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова “Фронт” (1942 год, режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа “Офицер флота” (1945 год, режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и другие. На сценах театров блестяще играли В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и другие.

Основная задача советской литературы в период Великой Отечественной войны заключалась в отображении жизни воюющего народа. Авторы передавали величие его подвига, вызывали глубокие патриотические чувства, внушали еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совин-формбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и другие.

https://novoetv.kz/2018/04/odna-na-vsex-13-knig-o-vojne/

В газетах впервые появились “Наука ненависти” М. А. Шолохова, “Народ бессмертен” В. С. Гроссмана, “фронт” А. Е. Корнейчука, “Василий Теркин” А. Т. Твардовского, “Весна на юге” Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: “Морская душа” Л. С. Соболева, “Март – апрель” В. М. Кожевникова, “Рассказы Ивана Сударева” А. Н. Толстого. Главным героем этих циклов являлся простой человек, готовый к подвигу и совершавший его как естественный порыв души.

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу. Кино военных лет создавало свою летопись, иногда обращалось к помощи литературы. Фильмы черпали из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращали зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Именно ленты военных лет и прежде всего – «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского – имели огромное воспитательное значение и оставили значительный след в эмоциональной памяти народа.

В рамках спецпроекта “Одна на всех” мы уже рассказали истории некоторых военных песен. Но нельзя не рассказать о седьмой симфонии Шостаковича, которая стала ярчайшей страницей культурной жизни блокадного Ленинграда.

7-я симфония стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Ее так воспринимали не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. Это было 9 августа 1942 года. Произведение Шостаковича наряду с песней “Священная война” стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования СССР. Были разрушены 84 тысяч школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий. Сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тысяч дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

Статья составлена из разных интернет-источников

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button