Одна на всех: карагандинцы-фронтовики (часть 1)
Сегодня в рамках спецпроекта “Одна на всех” редакция novoetv расскажет вам о нескольких карагандинцах, которые ушли в 1941 году защищать Родину.
В прошлом году мы выпустили статью “Одна на всех: карагандинцы на войне”, где привели общую статистику, немного рассказали о наших земляках и опубликовали письма с фронта.
Истории тех, кто жил в нашем городе и проявил храбрость на фронтах
Щербинин Павел Петрович, 1923 года рождения (Саратовская область, Клинцовский район, с. Карховка). Служил в воинской части 59315 в должности комсорга батальона, был в звании младшего лейтенанта.
В октябре 1943 года батальон под командованием Жмурки, где служил Павел Петрович, постоянно атаковали немецкие подразделения в направлении Орловско-Курской дуги. Бои, по воспоминаниям ветерана, были неравные, продвигались советские войска с большими боями и трудностями.
“В начале ноября месяца 1943 года на рассвете подошли к районному центру с. Кошкарева, зайти в село было невозможно, так как немцы сильно отбивались. По приказанию командира батальона мне с группой товарищей поручили уничтожить две огневые точки противника, которые не давали батальону продвигаться вперед”, – из воспоминаний Павла Петровича.
Больших усилий стоило уничтожить два пулеметных дзота противника, при этом советский батальон потерял двух бойцов. Щербинин вместе с Андриановым в этом бою смогли прорваться к штабу немцев, где они захватили в плен трех офицеров и ценные документы.
“Таким образом дали возможность бойцам продвинуться в центр села и выбили немцев за пределы районного поселения. Как выяснилось позже, офицеры дали ценные показания, что позволило лучше вести последующее наступление”, – пишет Павел Петрович в своих воспоминаниях.
Во второй половине ноября в районе села Ивановка расположился штаб, в котором он служил. На этой территории также шли ожесточенные бои.
“Примерно в 7 часов утра я вышел из штаба и обнаружил, что нас с восточной стороны окружили немцы, пытались захватить штаб батальона. Тут пришлось принять совершенно неравный бой: один против большой группы фашистов-немцев, которые прятались в домах и огородах. В результате боя было убито из автомата 9 человек, затем на помощь пришли бойцы связисты и уничтожили оставшихся противников. Всего убитых насчитали 21 человек”, – продолжает Павел Петрович.
В этот же день, примерно с 10 часов утра до 4 часов дня, танки Советского союза и пехота отбивали наступление фашистских войск. Враги, заняв выгодное положение, не давали пройти вперед, но бойцы батальона мужественно отбивались.
“Командир батальона – капитан товарищ Жмурки – приказал мне с двумя расчетами минометчиков обойти с запада противника, установить миномет и уничтожить огневые пункты. Приказание было выполнено, и своим огнем заставили западную сторону немцев замолчать”, – из воспоминаний младшего лейтенанта.
В этом бою было уничтожено около 30 фашистов, но враг продолжал атаковать с воздуха, а затем неожиданно, как писал Павел Петрович, появились немецкие танки. Командир батальона прислал на помощь двух солдат, которые имели при себе противотанковое ружье, с помощью которого подбили два танка противника.
“Потом меня ранило и оторвало левую ногу. Был без сознания. Как потом выяснилось, через 5 часов отправили в санчасть. После операции в полевом госпитале ко мне приходил комбат капитан Жмурин и зам. комбата по политчасти капитан Курбатов, рассказали о прошедших боях, выразили благодарность за сражение с фашистами, вручили боевую характеристику и сообщили мне о том, что за выше перечисленные события представили дважды к Правительственным наградам, за первый и второй случай”, – написал о себе Павел Петрович.
За время войны Павел Петрович был дважды ранен, получил медаль за отвагу. Свои воспоминания о боевых действиях он записал в 1962 году.
Васильев Иван Алексеевич свои воспоминания начал с фразы: “На войне у каждого солдата была своя судьба”.
“Для одних, – пишет Иван Алексеевич, – она оказалась благосклонной и они прошли все трудные дороги войны до дня Победы. Многим суждено было погибнуть на полях сражений или получить увечье от ран. Но каждый из них сделал все, что мог для приближения дня Победы”.
Весть о войне в Смоленскую деревню, где жил Васильев, пришла около 12 часов 22 июня 1941 года. Накануне вечером в школе прошел выпускной вечер, на котором ему выдали аттестат об окончании 10-го класса.
“Но всем планам мирной жизни война поставила конец. Сразу же началась всеобщая мобилизация. На десятый день войны был призван и я в Красную Армию”, – пишет Иван Алексеевич.
Первое боевое крещение он получил на призывном пункте райвоенкомата в городе Починок (Смоленская область): фашистские самолеты бомбили скопление призывников.
К счастью, для него все обошлось, и дальше он пошел пешим порядком до Калуги, где прошел краткий курс военной подготовки, а потом был направлен на Урал в танковое военное училище. Закончил Иван Алексеевич его в мае 1943 года.
Получив звание лейтенанта, был направлен на Юго-Западный фронт, где ему дали должность командира танка Т-34 в 135 бригаду 23-го танкового корпуса. В составе этой части Иван Алексеевич принимал участие в боях за освобождение Украины.
“Летом 1943 года наши войска развернули активное наступление на всех участках фронта. Особенно запомнились Изюм-Барвенковская и Донбасская наступательные операции, в которых принимал участие и наш 23-й корпус. В результате тяжелых боев была окружена и затем разбита крупная группировка войск противника. Немецкие войска здесь своевременно подготовили хорошо организованную сильную оборону, которая проходила по крутому правому берегу реки Северский Донец и состояла из 2-3 полос. Поэтому враг оказывал ожесточенное сопротивление и его разгром стоил нам тоже немалых потерь”, – делится своими воспоминаниями ветеран.
В результате наступления войск Красной Армии были освобождены многие города и села Донбасса.
“Мы видели, как много горя и несчастья принесла им война. И это усиливало нашу ненависть, укрепляло веру в окончательную победу над врагом”, – продолжает Васильев.
Но дальше в военных действиях он не участвовал. 22 августа 1943 года в боях под Харьковом танк, где был Иван Алексеевич, был подбит, а он – тяжело ранен в обе руки ногу, в связи с чем был эвакуирован в тыл на длительное лечение.
День Победы он встретил в Свердловске, где после лечения находился на учебе в школе НКВД на курсах переводчиков немецкого языка. Иван Алексеевич вспоминает, что в этот день было всенародное ликование, слезы и радость на лицах людей, переживших трудные военный годы.
После войны работал в УВД Карагандинской области.
В конце 1979 года работа по формированию фондов музея была поручена полковнику милиции Ивану Алексеевичу Васильеву, главному вдохновителю и автору идеи создания музея. К тому времени участник Великой Отечественной вышел на пенсию.
К середине 1981 года было собрано более 600 материалов и экспонатов. 23 июня 1981 года в соответствии с приказом начальника УВД области генерал-майора милиции Васильева Музей истории, боевой и трудовой славы ОВД Карагандинской области был открыт для показа собранных материалов и экспонатов. Среди редчайших экспонатов – экземпляр газеты «Искра» за 1 декабря 1900 года, отпечатанный в городе Лейпциге. Иван Алексеевич возглавлял музей со дня образования и до 2001 года.
Сычёв Иван Андреевич в 1942 году из 10 класса был направлен на учебу в пулеметно-минометное училище, которое окончил в том же году. Весь его выпуск был отправлен на Сталинградский фронт. Там Иван Андреевич попал в 151 полк 52-ю гвардейскую дивизию. В то время шли ожесточенные бои по завершению окружения группировки немецких войск. А зима 1942 года была суровая, она создавала трудности: из-за сорокоградусных морозов замерзали пулеметы.
Но несмотря на трудности, полк, в составе которого был Иван Андреевич, в январе вырвался и взошел на Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои.
Через несколько часов сражений Иван Андреевич был легко ранен и отправлен в армейский санбат.
После этого боя принимал участие в освобождении Украины. Вел бои на Белгородском направлении, участвовал в боях на Курской дуге.
Воевал Иван Андреевич в Белоруссии, где освобождал Витебск и другие города и села. Тяжелое ранение ветеран получил 23 февраля 1945 года.
Иван Андреевич награжден:
– Медалью “За оборону Сталинграда”
– Орденом Красного Знамени
– Орденами Великой Отечественной войны I и II степеней
– Медалями за победу над Германией
– и многими другими медалями и орденами.
В 1948 году Иван Сычев был направлен на работу в органы ВД Кировской области, проработал там несколько лет. В 1975 году был направлен на укрепление в органы МВД Карагандинской области, где проработал до ухода на пенсию.
“В эти послевоенные годы приходилось работать с очень большим напряжением, не считаясь со временем”, – вспоминает Иван Андреевич.
Обстановка была сложная, техники мало.
“Все меньше в живых остается непосредственных свидетелей Победы. Правительство Республики Казахстан проявляет постоянную заботу о нас, ветеранах войны и труда. Спасибо за проявленную заботу и внимание”, – написал в 1997 году в своих воспоминаниях о войне Сычёв Иван Андреевич.
*Статья собрана по документам Государственного архива Карагандинской области
Читайте также: одна на всех: карагандинцы-фронтовики (часть 2)