КультураОбщество

В Караганде открыли мемориальную доску Малику Байкенову (Фото)

Вчера, 16 ноября, в рамках празднования 45-летия КАТМК, в театре открыли мемориальную доску художнику Малику Байкенову, передает novoetv.kz.

Байкенов Малик Райсханович родился в июле 1944 года.  После окончания школы-студии МХАТ в августе 1973 года он приехал в только что создаваемый театр музыкальной комедии в Темиртау в качестве художника-постановщика.

С 1987 года Малик Байкенов – член Союза художников СССР, а затем и Казахстана.

За 39 лет трудового стажа Малик Райсханович оформил в Карагандинском академическом театре музыкальной комедии более 80 спектаклей и более 20 в театрах Казахстана: казахский драматический театр имени Сейфуллина, русский драматический театр имени Станиславского, ТЮЗ Темиртау, театры Петропавловска, Павлодара, Алматы и Астаны.

Одной из последних его работ стала опера Брусиловского «Дударай», поставленная в КАТМК осенью 2011 года.

Малику Райсхановичу внезапно стало плохо в поезде, когда театр возвращался в ноябре 2011 года с гастролей.

6 июня 2012 года Малика Байкенова не стало: это было настоящим потрясением для театра и для тех, кто очень хорошо знал этого человека. Он оставил заметный след в театральном искусстве страны – его декорации и костюмы используются до сих пор в постановках.

В  2000 году, в год поддержки культуры, Малику Байкенову была присуждена премия Акима области в номинации «Лучший художник года», в 2003 году – почетный знак министерства культуры РК « Мәдениет қайраткері», в 2005 году – юбилейная медаль «Қазақстан конституциясына 10 жыл», а в 2007 году он стал заслуженным деятелем искусств Казахстана.

Мемориальная доска размещена возле кабинета, где когда-то трудился Малик Райсханович и сделана из дерева, дизайн разработан видеоинженером театра.

“Мы своими силами создавали (доску – прим.ред), нашли более удачный ракурс изображения Малика Райсхановича. Почему выбрано это место? Потому что в этом кабинете со дня переезда в этот театр Малик Райсханович трудился. Но это не значит, что мы собираемся из этого кабинета сделать какой-то музей определенный. Нет.  Этот кабинет предназначен для главного художника театра. И я думаю, что если человек придет на смену, который сможет достойно занять эту должность, он, естественно, будет работать в этом кабинете”, – делится руководитель театра Амантай Темирбаевич Ибраев.

Все, кто пришел на открытие мемориальной доски, вспоминают Малика Райсхановича как доброго и неунывающего человека.

Многие его друзья в этот день делились воспоминаниями о художнике друг с другом. Например, Матросов Виталий Леонидович – художественный ру­ководитель, директор, главный режиссер КАТМК с 1991 год по 1996 год.

Первое, чем поделился Виталий Леонидович – как они с Маликом Райсхановичем искали реквизит к постановке “Как пришить старушку”, рассказывающую историю пожилой женщины и двух авантюристов.

“Ты говоришь ему идею – он тут же рисует, тут же что-то придумывает свое. И за его спиной все было надежно и красиво. (…) Он очень точно отслеживал, какое привезли дерево, какое должно быть железо, какой должен быть материал”, – делится воспоминаниями Виталий Леонидович.

Затем гость из Москвы рассказал историю гастролей в Китае.

“Самый большой подарок я ему сделал, когда мы убежали на две недели в Китай,  – продолжает Виталий Матросов. – Там были гастроли, а деньги вести тогда было нельзя – надо было половину отдавать государству. И я принял решение, что надо сделать Малику подарок: на все деньги, которые мы там заработали, мы купили тюки материала. Тогда было 20 лет (театру – прим. ред), и Малик тогда так развернулся – хор выходил в одной одежде в первом акте, во втором – в других костюмах”.

После своего небольшого выступления Виталий Леонидович предложил подарить Малику Байкенову бурные аплодисменты, какими всегда провожают в последний путь актеров.

В этот день в адрес Малика Райсхановича было сказано много добрых слов. Все отмечали в нем доброту, отзывчивость и преданность профессии.

Художник создавал не только декорации для театральных постановок, но и рисовал полотна, некоторые из которых хранятся в музее ИЗО.  Много работ украшает стены его кабинета. Картины Малика Райсхановича много раз представлялись на выставках в Казахстане и России.

“Это наш первый шаг по закладке традиции в память людей, которые посвятили себя этому театру. Есть замечательные артисты, которых мы должны помнить, о которых должны знать и последующие поколения. Информационная связь с театром – она не должна прерываться, и посредством таких мероприятий, я думаю, целостность истории нашего театра будет сохраняться!” – сказал в заключение директор КАТМК.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button